Тринадцатая научно-исследовательская конференция учащихся «Ступень в будущее». От системы «Умный чум», до изменения русла рек.
Торжественное открытие. В «Точке роста» сегодня говорят о силе отечественной науки. Вспоминая фамилии великих ученых-изобретателей: Можайский – самолет, Попов – радио, Макаров – ледокол, Зворыкин – телевизор. И так продолжать можно долго. Претендентов на личный «Шаг в будущее» сегодня семеро. Это ученики 8 и 9 классов из Гыды (участвуют заочно) и двух школ Тазовского. Выступают подростки в четырёх тематических секциях.
«Посвященные, непосредственно, математике и информационным технологиям, инженерным наукам, истории, этнологи и этнографии Ямала. Поэтому работы вообще уникальные. На самом деле, многие работы уже проявили себя на всероссийском конкурсе – «Большие вызовы» на региональном этапе, которые стали призерами и победителями», – рассказывает Ришат Шангалиев, организатор мероприятия.
Цели, задачи, практическая реализация, себестоимость. Проекты презентуют одновременно в трех кабинетах. Лидия Салиндер выбрала самую популярную секцию – «Инженерные науки в техносфере настоящего и будущего». Она придумала быстровозводимые конструкции из сотового поликарбоната на жесткой металлической раме. Легкие, надежные, недорогие. Такие палатки-шестигранники должны заменить коренным жителям летний чум.
«У моего проекта направление социально-техническое. Мы и народу помогаем и оснащаем их новыми разработками, инновациями», – поясняет Лидия Салиндер, ученица Тазовской средней школы.
Только за последние три года в Тазовском районе сгорели три чума. Проект Артема Худи может помочь тундровикам выжить в случае ЧП и спасти имущество. В фанерной коробочке датчики: дыма, огня, ударного газа, влажности и давления. Артем сделал ее за три месяца. И даже рассчитал себестоимость.
«Себестоимость моего продукта примерно около пяти тысяч рублей. Это может позволить каждый, практически, человек», – говорит Артем Худи, ученик Тазовской школы-интерната.
А это уже секция «Естественные науки и современный мир». Полина Иормонайнен занимается исследованием вечной мерзлоты, на примере автомобильного моста через реку Нуны-Яха. Все по-взрослому – научные экспедиции, замеры, расчёты. Вывод – мост инженеры проектировали в 90-е, без учета потепления. Как итог – река подмывает опоры, делая конструкцию аварийной.
«Практическая значимость в том, что я разработала способ, при котором мост сможет дольше прослужить. Просто нужно сделать несколько стоков. Река Нуны-Яха имеет единственный сток. На него идет очень сильная нагрузка. Он подмывает опору и смывает слабые грунты. Мы сделаем несколько приточных каналов, то есть несколько стоков и облегчим нагрузки на мост», – рассказывает Полина Иормонайнен, ученица Тазовской средней школы.
«Действительно, очень актуальные проекты. Видно, что ребята долго занимались. И те проекты, которые они разработали, они глубоко изучили проблематику и нашли пути решения этих проблем, которые обозначены в проекте», – подмечает Ольга Лисовская, представитель жюри.
От изменения русла рек, до системы «Умный чум». Презентация работ длилась ровно один час. Жюри оценивали их по 33 категориям – от качества оформления, до практического применения. В итоге, победителем научно-исследовательской конференции учащихся «Ступень в будущее» стала Екатерина Халина. Она выступала на секции «Математика и информационные технологии» с проектом «Лента Мебиуса». Екатерина будет представлять район уже на окружном этапе. Он проедут в октябре в городе Муравленко.