Из-за ситуации с распространением коронавируса в этом году День театра отметить привычно для зрителя не удалось. Акции, спектакли, экскурсии и лекции коллективы по всей стране переформатировали в онлайн-режим. Отмена массовых мероприятий внесла свои коррективы. Профессиональный праздник отмечают уже почти 60 лет, но мало кто знает, что он принадлежит не только актерам, но и большому кругу специалистов, ведь чтобы постановка состоялась, а зритель ушел довольным, усилия прикладывает ни один десяток людей.
Всемирный день театра традиционно проходит под единым девизом «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Свой профессиональный праздник отмечают актеры, продюсеры, режиссеры, монтировщики декораций и многие-многие другие. Здесь работа не прекращается ни на минуту. Чтобы спектакль состоялся, а зритель был доволен, придется хорошо потрудиться. Театр – коллективное искусство, это не только актеры и сценаристы. Звукорежиссеры и светооператоры отвечают за яркость и полноту картины. Работу монтировщиков декораций вообще сложно оценить. На них и красота, и спецэффекты, и безопасность.
«Монтаж декораций в среднем занимает часа три, начиная с полового покрытия, заканчивая сдачей помощнику режиссера. Для безопасности актеров, конечно, сначала проверяем мы, непосредственно как монтировщики. И только после этого пускаем актеров на сцену», – рассказал заведующий монтировочным цехом СМДТ Радик Шихсаидов.
Ни один спектакль не обойдется без костюмов. В музыкально-драматическом есть свой швейный цех. За двадцать лет работы и более семидесяти спектаклей на счету дружного и сплоченного коллектива порядка тысячи нарядов. Катерина из «Грозы» Островского, пушкинский царь Салтан, Страшила из «Изумрудного города», Кармен из «Испанских линий». Два конструктора-закройщика, пять портных, художник-модельер – участие в подготовке принимают все. Шьют как легкие платья, так и верхнюю одежду. Бывает, с тканью приходится повозиться.
«Дело в том, что бывает даже мы и ткани сами драпируем, формуем, красим. Придаем тот вид. Бывают ткани, которым, например, нужно вид 60-х годов придать, а сейчас таких тканей, к сожалению, уже нет, поэтому мы сами применяем свои знания, как говорится, умения, и подаем ту картинку, которая нужна», – отметила и. о. заведующей швейным цехом СМДТ Елена Клечкина.
После того как платья или пальто пошили, они переходят к костюмерам. Эти люди следят за состоянием нарядов, после каждого спектакля их отправляют в химчистку, отпаривают, отглаживают и приносят актерам в гримерку.
Профессия актера – это не только овации, цветы и море поклонников. Это еще и ежедневная многочасовая работа над собой. Речь не только о репетициях, но и о занятиях, например, по вокалу. Полтора часа занятий по вокалу в неделю. Преподаватель развивает слух и голос актеров. Все упражнения просты в исполнении. Их артисты могут делать дома самостоятельно, педагоги это только приветствуют.
Трудовая неделя артиста СМДТ полностью состоит из работы над собой: речь, пластика, пение, ежедневные репетиции. И лишь один выходной – понедельник.
«Но все это стоит того, потому что я обожаю свою работу. И мне кажется, что у меня лучшая работа на Земле. Разные ситуации на сцене происходили. И партнер не выходит, а ты что-то должен говорить. Действие идет, продолжается. Никто в зрительном зале, конечно, не должен понять, что что-то пошло не так. Таких ситуаций много, но зачастую для людей они незаметны, потому что профессионалы так и работают», – поделился актер СМДТ Сергей Дороженко.
Актерам действительно приходится сталкиваться с разными ситуациями. Александра Кехтер работает в Сургутском музыкально-драматическом четвертый год и уже успела поразить своих коллег глубоким уважением к труппе и любовью к своему делу. За несколько дней до гастролей в театре имени Маяковского в Москве девушка травмировала ногу. Пластический спектакль «Танго дель норте» был под угрозой. Но несмотря на советы коллег и предупреждения врачей, Саша не смогла не выйти на сцену: «У актера есть внутри это чувство – «Нужно выйти!». Ты хочешь, ты не можешь сидеть. Я даже не могла лежать. Мне сделали обезболивающий укол, а внизу была репетиция, и мне очень хотелось выйти, потому что я понимала, что я должна. Это репетиция, все ждут, все переживают. И, наверное, это дало мне сил, и я вышла на сцену. Мне кажется, я в тот момент даже не думала ни о чем. Я не думала ни о ноге, ни о боли. Я думала лишь о спектакле, потому что мы были единым организмом. Все друг друга поддерживали, все помогали».
Спектакли СМДТ сургутскому зрителю хорошо знакомы. Но оказалось, что смотреть их нужно не один раз.
«Обычно считается, что первые десять спектаклей – премьерные. Стоит сходить на премьерный спектакль, стоит сходить потом после десятого спектакля. Это будет еще продукт, который будет иметь свой вкус. То есть спектакли – это живое дело, которое либо растет и мясо набирает, либо погибает и протухает. За чем угодно интересно наблюдать, в любом случае – это живой процесс», – рассказал художественный руководитель СМДТ Владимир Матийченко.
Для зрителя театр, прежде всего, это удовольствие от участия в процессе. Для актера – желание отыграть роль так, чтобы зритель понял творческий замысел. Сделал свой вывод.
«Что для меня театр? Хороший вопрос. И хочется на него ответить небанально и честно. Мне кажется, что я могу ответить сегодня на этот вопрос. Для меня театр – это территория свободы. Территория, на которой я могу заявить свою гражданскую позицию, нравственную, могу влиять на формирование личности. И то, что я служу в коллективе единомышленников, которые понимают всю степень ответственности своего служения, вызывает у меня огромное чувство благодарности всему коллективу театра», – отметила директор СМДТ Тамара Лычкатая.
Мы убедились: чтобы аплодисменты от зрителя не смолкали, над спектаклем ведется многочасовая работа. И участие в ней принимает больше 50 человек. И речь идет не только о премьерах, но и каждом спектакле.