Голубятник Александр Половинко. Фото - 12 мая 2013 год (Алекс Оленев).
Ростов-на-Дону издавна считался городом голубеводов, или, по-ростовски - голубятников. Люди постарше помнят, что голубятни с косяками и колками над ними, стояли во дворах практически на каждой улице. Резко «подрывать» в небо свою стаю, размахивая длинным шестом с привязанной сверху тряпкой, было любимым занятием многих ростовчан, самых разных возрастов и профессий.
Ростовских «голубятников» хорошо знали во всем Советском Союзе. Недаром именем нашего города названы сразу три голубиных породы: это ростовские белогрудые, ростовские чистяки-чилики (белоснежные, с розовыми лапками) и ростовские цветные.
Времена поменялись, и голубеводство стало неактуальным. Во всем Ростове сейчас не насчитаешь и полусотни «голубятников». Распространенное раньше повсеместно увлечение сегодня стало экзотикой.
Александр Григорьевич Половинко принадлежит к числу «могикан». Его имя известно среди голубеводов далеко за пределами Ростова. А его голубятня, расположенная на крыше трехэтажного жилого дома на улице Саратовской, просматривается издалека.
- Любовь к голубям мне привила мама в послевоенные годы, - рассказывает Александр Григорьевич. - Когда я на пятерки закончил в школе учебную четверть, она повезла меня на «птичий рынок», который тогда находился в переулке Семашко, возле Старого базара, купила мне чижика и голубя. С той поры птицы сопровождают меня всю жизнь.
Настоящий голубевод содержит не просто голубей, а определенную породу. В голубятне Половинко только птицы николаевской породы, или еще их называют «серпасто-выворотные». Название такое - за необычную геометрию крыла в полете.
У каждой голубиной породы своя манера летать. Например, турманы словно «кувыркаются» в воздухе. Голуби «бойной» породы - усиленно бьют воздух крыльями. А вот «серпасто-выворотные», забравшись в высоту, парят на месте в потоках воздуха, выставив крылья «серпом» вперед.
Эти голуби любят ветер. А голубятня Александра Григорьевича стоит на пригорке, открытая всем ветрам. Когда ветер дует с северного направления, для голубей настает время тренировки: хозяин берет их в руки, по одному пробрасывает высоко в воздух и с наслаждением эстета наблюдает за полетом. Южный ветер для голубей опасен: их может снести в балку, где протекает Темерник, а там их заклюют прямо в воздухе или хищный ястреб-кобец, или всеядные вороны, жадно высматривающие добычу с деревьев. Тогда голуби воркуют на крыше своей будки, в ожидании подходящих условия для полета.
«Николаевскую» породу, выведенную в украинском Николаеве, завез в 1964 году в Ростов голубятник Саша Колыша, по прозвищу Студент. За две пары «серпастых» Половинко отдал тогда 200 рублей. Для сравнения: месячный оклад мастера восстановительного поезда (в этой должности работал Александр Григорьевич) составлял 145 рублей. С тех пор пошло-поехало.
В те времена голуби были не только увлечением, но и предметом заработка. Например, высшим шиком у голубятников считалось поймать чужого голубя. Как только в небе появлялся «чужак», немедленно в воздух поднимались все стаи окрестных голубятников. Уставший «чужак» обязательно присоединялся к какой-нибудь стае, садился на колку (такой высокий шест с перекладиной над голубятней), а там специально на этот случай были прилажены хитрые петли, которые можно было затянуть с земли прямо на лапке птицы.
Потом на мопеде или на мотоцикле приезжал хозяин голубя, который выслеживал полет своего непутевого питомца с земли. Начинался торг. Если не сходились в цене, голубь оставался у нового хозяина: таковы были правила.
- Но я никогда не ловил чужих голубей, мало ли какую заразу они могут принести. Наоборот, отпугивал их от своей голубятни, - рассказывает Александр Григорьевич...