Ростовская область, 25 апреля 2023. DON24.RU. Наш город теряет статус столицы Юга России, считает автор сообщества «Урбанистика – Ростов-на-Дону» Артемиий Зайцев. Журналист ИА «ДОН 24» побеседовала с активистом и блогером о строительстве трамвайной линии, нерентабельности метро, реконструкции зданий архитектурного наследия, показателях в рейтинге оценки качества городской среды и будущем донской пока еще столицы.
– По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, Ростов-на-Дону в очередной раз занял шестое место в рейтинге оценки качества городской среды. Как вы считаете, это достойный результат?
– Шестой результат из городов-миллионников – плохой показатель, потому что Краснодар, например, занял третье место с огромным отрывом. Беда в том, что столица Краснодарского края по темпам роста опережает Ростов-на-Дону. Там выше средняя зарплата и туда едут люди со всей страны. А Ростов-на-Дону почти не растет. Да, к нам едут люди из области, но от нас уезжают в Москву и в тот же Краснодар. Ростов постепенно теряет статус столицы юга России, в том числе из-за вырубки деревьев, бессмысленной застройки без инфраструктуры. Краснодар смог остановиться и начать делать шаги в правильную сторону. Нашему городу необходимо сделать то же самое.
– Какие плюсы и минусы Ростова-на-Дону с точки зрения урбанистики вы бы назвали?
– Ростов-на-Дону от всех городов-миллионников отличает компактность. В городе нет больших лесов, озер, гор, промзон, также гораздо короче расстояния, чем в других городах, и это очень выгодно. Взять простой пример с офисами. Можно организовать офис, сотрудники которого смогут из разных точек города добраться до него без явных проблем. Кроме того, в Ростове замечательный климат: зимой всего на градус холоднее, чем в датском Копенгагене. Мы можем развивать велосипедное движение, а ведь это здоровье жителей. У нас хорошая экология, которой не могут похвастаться промышленные города Сибири и Урала. Единственная проблема – качество воды из-под крана. Гостям города совершенно не нравится ее вкус.
– Какой будет донская столица через 50 лет и в какой степени поменяется городская среда Ростова?
– Исторический центр Ростова-на-Дону сохранится, если власти примут жесткие нормативы. Но городская среда – это не только центр. Крайне важно и необходимо развивать окраины. У нас огромные транспортные потоки и проблемы из-за того, что на окраинах не создают достаточно рабочих мест. Метро не будет даже через полвека, пока не появится достаточный пассажиропоток.
Уже через 50 лет город и вовсе будет застроен до всех административных границ и сольется с пригородами в сплошную агломерацию. Если старый аэропорт застроят, то граница между Ростовом и Аксаем исчезнет.
– Артемий, вы ведете активную работу по продвижению идеи о строительстве в городе трамвайной линии. Почему?
– Восстановление и строительство новых трамвайных линий абсолютно необходимо. Выбор этого вида общественного транспорта, как и любого другого, определяется пассажиропотоком. Максимальный пассажиропоток на проспекте Стачки равен 11 тыс. человек в час, на проспекте Михаила Нагибина – 10 тыс. человек в час. Для автобусов и троллейбусов такие показатели являются практическим пределом. Трамвай же способен перевозить до 15 тыс. человек в час и даже до 25 тыс. в некоторых случаях. Например, в наш односекционный трамвай помещается до 170 человек, а в новых трехсекционных трамваях можно перевозить более 400 пассажиров. Кроме того, огромное преимущество этого вида транспорта в том, что трамваи можно соединять в поезда по системе многих единиц.
– В Ростове в апреле текущего года утвердили проект планировки территории для размещения трамвайной линии в Левенцовском микрорайоне города. Является ли это показателем успешного продвижения в данном вопросе?
– Можно с уверенностью сказать, что проект планировки трамвая в Левенцовке стал только первой и небольшой частью масштабного проекта. Строительство трамвайной линии на этом участке является первоочередной задачей, потому что именно здесь будет размещаться депо. Кроме того, российская компания «Синара» скоро закончит проектирование оставшихся участков трамвайной линии, и после этого готовые проекты будут обсуждаться на публичных слушаниях.
– Почему в Ростове невозможно построить метро и какие преимущества имеет трамвай?
– Метро на один километр стоит в 10 раз дороже, чем трамвай. Оно эффективно работает при пассажиропотоке около 40 тыс. человек в час. Задумываться о строительстве метро можно начиная с пассажиропотока в 15 тыс. человек. Можно строить, если пассажиропоток достигает 25 тыс. В Ростове-на-Дону такого и близко нет.
У нас был проект метро в 2010 году. На то время 7,5 км (от проспекта Ворошиловского до улицы Малиновского) обошлись бы в 75 млрд рублей, то есть одна линия из пяти станций стоила бы как треть бюджета всей Ростовской области.
Даже если построить метро, вероятнее всего, окажется, что им неудобно пользоваться. Сначала ростовчанам нужно дойти до станции, среднее расстояние между которыми – 1,5 км. В то время как остановки трамвая находятся в 400 м друг от друга. Затем в метро надо спуститься, потом метро придется ждать!.. Мы обычно представляем себе московское метро, где интервалы между прибытиями по 2 минуты. На самом деле, в Нижнем Новгороде после открытия первых станций пассажиров было очень мало и поезда ходили раз в 15–20 минут.
– Выходит, что метро не такой уж и быстрый вид транспорта, как нам представляется?
– Да, с учетом времени на то, чтобы добраться от дома до станции, и ожидания транспорта получается, что на трамвае или автобусе намного быстрее добраться. Но, безусловно, есть и другие варианты. Так, единственной и, пожалуй, реальной альтернативой в данном случае может стать «наземное метро». Если продлить железнодорожные пути в Левенцовку и в Старый аэропорт, то можно связать городской электричкой удаленные районы через улицу Нансена. С помощью таких действий может получиться недорогой и быстрый транспорт, который будет аналогичен МЦК (Московское центральное кольцо. – Ред.) или МЦД (Московский центральный диаметр. – Ред.) в Москве.
– О защите культурного и архитектурного наследия Ростова и о возможном сносе зданий, представляющих историческую ценность: в феврале текущего года появилась информация о сносе около 140 таких объектов. Как подобные действия могут сказаться на общем облике Ростова?
– Государство дает регионам деньги на отселение людей и снос аварийных домов. Прокуратура, в свою очередь, требует расселять аварийные дома. Администрация, желая получить государственные деньги, активно занимается этим вопросом и расселяет аварийные дома. Каждый год у нас происходят крупные скандалы, когда исторические красивые и вполне годные дома сносят. Сейчас общественники добились, чтобы городских активистов включили в комиссию по обследованию домов. Примерно треть подобных зданий комиссия предложила к восстановлению, однако вопрос об инвесторах, которые будут готовы взяться за реконструкцию, остается открытым.
– Есть ли программы по реконструкции домов в Ростове-на-Дону? Как вы их оцениваете?
– Да, программы по реконструкции домов в Ростове-на-Дону существуют. Например, есть программа «Дом за рубль», а также предложения по передаче нуждающихся в реконструкции домов застройщикам, чтобы они отремонтировали здания, а взамен получили участки в других местах.
Но хочу обратить внимание, что речь идет в основном об аварийных домах в муниципальной собственности. Намного более опасным я считаю снос домов собственниками. Застройщики много лет потихоньку выкупают у жителей их квартиры, затем получают разрешение и сносят ценные дома под новое строительство. Кроме того, необходим запрет на снос домов в центре. Такая практика уже есть в Таганроге и Краснодаре. В таком случае застройщику ничего не останется, кроме как реконструировать дома в центре.
– Сколько сейчас объектов культурного наследия в городе?
– На данный момент в Ростове-на-Дону несколько сотен объектов культурного наследия (ОКН). В ближайшее время еще около 800 домов хотят признать исторически ценными объектами (но они не будут являться ОКН) – их трогать не будут. Остальные же дома, к сожалению, окажутся в подвешенном состоянии на неопределенное время.
Интервью записала Алина Астафурова