РОСТОВ-НА-ДОНУ | ИСТОРИЯ НАШЕГО ГОРОДА

2023-02-20 14:27:45

На фото — кавалер Ордена Ленина Дзерон Капрелович Гайломазов рядом с изобретенным им автопоездом. Публикуется впервые.

Коренной ростовчанин. Подростком пережил оккупацию. Сразу после освобождения, в феврале 1943 года, в Ростове был сформирован завод по ремонту бронетанковой техники. БТРЗ-134 занимал целый квартал по улице Ченцова между 24 и 26-й линиями. Специализировались на легких танках Т-60 и Т-70. 14-летний Дзерон хорошо разбирался в электротехнике (отец научил), его сразу приняли на завод.

В 1944 году, когда фронт ушел на запад, БТРЗ-134 перевели во Львов вместе с персоналом. В 1945-м Гайломазов вернулся в родной город. Поступил работать в трест «Главростовстрой», стал шофером-ударником коммунистического труда.

Свой Орден Ленина Дзерон Капрелович получил за внедрение передового метода большегрузных автопоездов. Тяжелый грузовик МАЗ с двумя прицепами привозил на стройку большую партию материалов, чем значительно ускорял процесс строительства. Именно благодаря такому методу в сжатые сроки была застроена жилыми домами улица Ленина - когда-то необитаемая городская окраина. Автопоезда работали на стройках Западного и Северного жилых массивов, которыми в то время начал прирастать Ростов.

Автопоезд — это МАЗ-200 грузоподъемностью 7 тонн и ряд прицепов с нагрузкой 15 тонн. Такой автопоезд имел в длину более 22 метров и общий вес 28 тонн. В автохозяйстве, где работал Гайломазов, эксплуатировалось свыше 20 таких поездов.

Дзерон Капрелович написал и выпустил в «Ростиздате» в 1962 году брошюру, в которой описывает свой передовой опыт. Он рассчитал и нагрузку на водителя (работать на автопоезде значительно сложнее), и повышенные сроки износа двигателя ЯАЗ-204 и другие факторы.

Автопоезда начали ходить между Ростовом и Таганрогом. Тогда выяснилось, что стандартная система охлаждения двигателя ЯАЗ-204 рассчитана на максимальную нагрузку 7-10 тонн и не обеспечивает должного охлаждения при 15 тоннах, когда автопоезд движется на крутой подъем или по грунтовой дороге. Это приводит к порче гильз поршневых цилиндров, их замена — дорогостоящий и трудоемкий процесс.

Рационализаторская идея Гайломазова — установить на левой подножке кабины водителя бачок, вмещающий 105 литров воды, соединенный трубками с заводской системой охлаждения. Таким образом в двигателе стало циркулировать не 25, а 130 литров воды, чего хватало для нормальной работы дизеля на крутых подъемах.

Придуманные ростовчанином Гайломазовым автопоезда стали применять на больших стройках по всему Советскому Союзу. За трудовые заслуги Дзерон Капрелович был награжден Орденом Ленина. Был членом бюро Ростовского горкома КПСС.

Вот такими людьми гордился Ростов в советское время. Жаль, что они незаслуженно забыты.

Клуб История Нашего Города | Ростов-на-Дону

Читайте также

Памятник "Григорий и Аксинья" на левом берегу Дона. Конец 1980-х гг.