Разбираемся в проблеме вместе с ГИБДД и экспертами
Чувствуете, ростовчане? Этот аромат выхлопных газов и гудки машин. С приходом холодов многокилометровые заторы на дорогах Ростова становятся еще длиннее. Корреспондент 161.RU Марина Гаричян вместе с УГИБДД и экспертами выяснила, какие пробки сильнее всего тормозят город и что нужно для победы над ними.
По прогнозу сервиса «Яндекс. Карты», самые протяженные и серьезные заторы в Ростове, вероятнее всего, в декабре будут возникать на пяти участках.
В отделе пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Ростовской области корреспонденту 161.RU сообщили, что декабрьская погода — дождь, снег и гололед — дополнительно затрудняют движение. Среди других причин пробок в городе ведомство называет нарушение правил стоянки, выезды на перекресток и несоблюдение требований дорожных знаков и разметки.
В управлении ГИБДД ответили 161.RU, что именно считают причиной пробок на каждом проблемном участке и как проблемы собираются решить.
- Улица Особенная — от Вавилова до Зрелищной. «Отсутствуют заездные карманы на автобусных остановках, при посадке-высадке пассажиров автобусы создаются помехи для движения транспортных потоков»;
- площадь Гагарина, проспекты Нагибина и Стачки. «Пробки возникают, когда транспорт едет из спальных районов в центр и в вечернее время — из центра города в спальные районы. Для решения проблем в пиковое время выставляются наряды ДПС для регулирования дорожного движения»;
- улица Вавилова — улица Королева. «Пробки перед въездом на перекресток с круговым движением со стороны проспекта Королева и со стороны Суворовского. В 2023 году планируется начать строительство развязки»;
- улица Таганрогская — от Стрелковой до Малиновского. «Задержки в движении транспорта из-за железнодорожного переезда в районе Нефтяного переулка и из-за кольцевой транспортной развязки Таганрогская — Малиновского — от Малиновского затруднено движение на кольцо с Таганрогской. Будут направлены предложения о необходимости перевода существующего светофора в районе переулка Машиностроительного в режим постоянной работы, чтобы создавать разрывы в транспортном потоке, при наличии которых будет возможность выезда с Таганрогской на Малиновского»;
- улица Вавилова в районе примыкания улицы 56-й Армии. «Задержки в движении транспорта наблюдаются из-за транспорта, ожидающего левого поворота на улицу Тракторную. Будут направлены предложения по ликвидации левого поворота с Вавилова на Тракторную».
Есть ли способы победить пробки?
Директор «Южного градостроительного центра», архитектор Сергей Трухачев отмечает, что проспект Нагибина — типичная радиальная магистраль, связывающая центр с огромным [для Ростова] спальным районом — Северным. Там, по его словам, заторы возникают стабильно и в определенные часы.
— Такая концентрация обусловлена тем, что именно эта артерия наиболее удобная для связи с центром для жителей Северного, и она практически лишена альтернативы-дублера. Если сравнить Нагибина и Стачки, то последний хотя бы отчасти дублирует направление по Текучевскому мосту. А в случае с проспектом Нагибина такой альтернативы нет, — говорит Трухачев. — Власти пытаются решить эту проблему простым расширением магистрали — закатали в асфальт прилегающие газоны, добавили одну полосу на отрезке от Ларина до Нариманова. Надо полагать, вскоре также поступят с отрезком от Ларина до Ленина.
«Но это всё — пустая трата денег. Ведь проблема в транспортной сети города в целом»
Сергей Трухачев, директор «Южного градостроительного центра», архитектор
Директор «Южного градостроительного центра» добавил, что пропускная способность транспортной сети определяется пропускной способностью развязок и перекрестков, а не шириной дорог. Значит, думать надо о тех транспортных узлах, которые и формируют пробки:
— Для проспекта Нагибина это прежде всего площадь Гагарина с ее крайне переусложненной развязкой, распределяющая сконцентрированный поток автомобилей по забитым улицам центра, и площадь Ленина, где в поток, следующий по Нагибина, добавляются «гости» с улицы Ленина.
Ростов, по замечанию Трухачева, автомобильно ориентированный город, где личный транспорт превалирует в обслуживании пассажиропотоков. Дальнейший рост автомобилизации неизбежно приведет к новым пробкам, считает он.
«Ситуация должна дойти до ручки, чтобы что-то началось меняться в головах»
Сергей Трухачев, директор «Южного градостроительного центра», архитектор
— Временной мерой, вполне эффективной на определенный период, могла бы стать организация реверсивного движения по двум центральным полосам проспекта Нагибина на всём его протяжении. Но это повлечет за собой отказ от многих левых поворотов, пересмотр маршрутов общественного транспорта и так далее. Эта мера не вполне соответствует ростовскому стилю поведения на дороге, но что же тут поделаешь — надо учиться быть вежливее, чтобы сосуществовать в мегаполисе, — говорит Трухачев. — А превращение городской улицы во взлетную полосу, как это пытаются, сделать у «Горизонта», неизбежно приведет к тому, что самый спокойный и законопослушный водитель здесь «притопит» до 80 км/ч. Сам грешен.
Единственным по-настоящему эффективным способом решения проблемы заторов Трухачев называет переход к развитию транзитного общественного транспорта: пересадочные узлы, гибкие тарифы, комфорт на остановках, при пересадках и в салонах.
— Это рецепт и для всего Ростова, но на Нагибина он проявился бы в наибольшей мере, так как строить дорогу-дублер просто негде. Заложенная генеральным планом перспектива выноса из города вертолетного завода и строительства на магистрали от Театрального до стадиона СКА с развитием внешнеполитической ситуации всё более призрачна. Надо развивать не пропускную, а провозную способность магистрали за счет развития общественного транспорта.
Автор проекта «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов согласен с Трухачевым. Он говорит, что сейчас плохо работающий общественный транспорт вынуждает ростовчан чаще пользоваться личными автомобилями.
— Автобусы простаивают долго на остановках, и пассажиры, которых не устраивает такое положение дел, пересаживаются на такси или личный транспорт. В итоге машин на дороге становится больше, — заметил Кругликов.
Трухачев «не сильно верит» в перспективу восстановления трамвая на Нагибина.
— Но вот развитие движения общественного транспорта по выделенным полосам, формирование системы BRT — сети автобусов-экспрессов, движущихся по обособленной полосе, могло бы быть хорошим выходом с учетом наших реальных возможностей.
https://161.ru/text/transport/2022/12/09/71874749/