Поэзия и природа объединили ростовских художников

2022-11-20 08:43:07

В Ростовском областном музее изобразительных искусств на Чехова, 60, открылась выставка «Вещи души». Авторы графических и живописных работ связывают свои произведения с творчеством чувашского и русского поэта Геннадия Айги.

Мария Кладиенко, Олеся Толстопят, Светлана Смольянинова и Андрей Бобриков не ограничиваются тем, что высказывают собственную художественную точку зрения. Им важно также поделиться впечатлением от поэзии Геннадия Айги (1934—2006), поэтому его стихи стали частью экспозиции.

Заместитель директора музея по выставочной части Наталья Дробышева рассказала корреспонденту N, что четверо молодых художников предложили около 70 работ, в основном графических. На первый взгляд кажется невозможным, что у них найдутся точки соприкосновения. Картины очень разные, создавались с 2014 по 2021 год. Кто-то из авторов предпочитает рукотворную графику (гуашь, темпера, пастель), кто-то — печатную (монотипия, офорт), кто-то создает произведения, близкие к живописным.

В музее подчеркивают, что выставленные картины — это не иллюстрации к стихам Айги, не интерпретации его поэтических образов. Художественный мир поэта стал для молодых мастеров общим пространством, полем, где пересеклись их творческие поиски. Проект дает возможность посетителям самостоятельно поискать эти пересечения в картинах и «вещах души» Айги. В каждом произведении считывается отношение автора к природе.

— Это основная сила и форма жизни, — отмечает Наталья Дробышева. — Приоритет природы не только в сюжетах и образах, но и в оформлении. Чтобы подчеркнуть это, художник, например, декорирует раму корой.

Еще одна общая черта: не пленэрное изображение природы. Это позволяет фокусироваться на замысле, воспринимать эмоции и чувства авторов.

«Природа — объединяющий мотив выставки, — сказано в аннотации, — но она видится авторам не вещью, не объектом творчества, а скорее условием. Объектом было бы правильнее назвать состояние ума (или души), которое передается художественными средствами».

Геннадий Айги говорил, что в его творчестве есть особый жанр — сон, который требует настороженного и самоуглубленного подхода к материалу. Этот настрой чувствуется в картинах.

О вдохновителе выставки стоит рассказать подробнее. Геннадий Айги учился в Литературном институте им. Горького. На последнем курсе (в 1958 году) его отчислили «за написание враждебной книги стихов “Обыденность чуда”, подрывающей основы метода социалистического реализма». В 1959 году поэт все-таки получил диплом. Дружил с Пастернаком. В 1961-1971 гг. заведовал изосектором в Государственном музее Маяковского. С 1972-го занимался только литературой — поэзией и переводами. Перевел на чувашский язык антологию «Поэты Франции» (стихи 77 авторов XV-XX вв). В 1972 году книга получила премию Французской академии. В 1974 году вышла его антология «Поэты Венгрии», а в 1987-м — «Поэты Польши». Составленную им антологию чувашской поэзии опубликовали на венгерском, итальянском и английском языках. Первая большая книга русских стихов Геннадия Айги вышла в Мюнхене, вторая — в Париже. С 1962 года переводы его стихов печатали в Чехословакии, ФРГ, Швейцарии, Франции, Англии и других странах.

gorodn.ru