По возрожденной Детской железной дороге в Ростове прошел первый поезд

2022-09-13 16:21:19

Сегодня, 13 сентября, состоялся торжественный запуск первого поезда по обновленной инфраструктуре Ростовской детской железной дороги имени Ю.А. Гагарина, анонс этого события ранее публиковал «Вечерний Ростов». Мероприятие приурочено к 85-летию Ростовской области, в нем принял участие губернатор Василий Голубев.

Панические слухи о том, что Детская железная дорога закрылась навсегда, три года гуляли по Ростову. И они имели под собой основание: вместо железнодорожных путей вокруг парка можно было видеть овраг, поросший травой и молодыми деревьями.

Последний свой сезон Детская железная отработала в 2018 году. 29 августа по рельсам вокруг парка Островского проехал последний поезд, после чего движение досрочно прекратилось, а рабочие начали демонтировать пути: снимать и увозить рельсы и шпалы.

Было объявлено, что на железной дороге будет проведена большая реконструкция. Но никто никуда не спешил. Прошел 2019-й, а за ним 2020-й и 2021-й годы. Никаких заметных подвижек не было, что встревожило ростовчан. Многие стали считать, что наш город навсегда утратил свою «малую» дорогу.

Такое печальное зрелище ростовчане наблюдали больше трех лет. Фото из архива «Вечернего Ростова».

Ростовская детская железная дорога была открыта в предвоенном 1940 году. При рождении она получила имя «Малая Ворошиловская» (ее «большая» мама называлась Северо-Кавказской железной дорогой имени К.Е. Ворошилова). Длина железнодорожного пути составляет три километра 600 метров. Время поездки по полному маршруту 24 минуты.

«Малая» дорога была полностью разрушена в годы немецко-фашистской оккупации. Ее восстановили в 1948 году, когда многие здания в Ростове еще лежали в руинах. И это доказывает важность объекта, в котором сочетаются и воспитание молодежи, и профессиональная подготовка, и организация отдыха для всех ростовчан.

В мае 1961 года Детской железной дороге было присвоено имя первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Правда, в 2013 году гордое имя Юрия Алексеевича куда-то делось из названия — и только сейчас восстановлено вместе с самой дорогой.

Наверное, не найти ростовчанина, который в детстве не катался бы в небольших вагончиках под названиями «Октябренок» и «Пионер», или не катал на поезде вокруг парка своих детей. Ежегодно в канун первомайских праздников открывалось движение по узкоколейному пути вокруг парка протяженностью три километра. Длилось оно до ноября.

Тепловоз Ту-2 с составом «Пионер» на станции «Победа». 1970-е годы.

Дорогу практически полностью (под присмотром взрослых) обслуживали школьники, занимающиеся в многочисленных кружках. Юные железнодорожники — это проводники и машинисты, путейцы и дежурные по станции, осмотрщики вагонов и ремонтники. Некоторые ребята, выполняющие здесь тяжелые работы (например, обходчики-путейцы) летом даже получали здесь зарплату — совсем как взрослые!

Даже зимой дорога работала: в ее кружках бесплатно занимались около тысячи школьников. Носил в детстве форму юного железнодорожника и автор этих строк.

Нынешние юные железнодорожники.

Детские железные дороги существуют во многих городах бывшего Советского Союза, а также за рубежом. Иметь такую серьезную «забаву» мечтал бы каждый мегаполис, и Ростову в этом смысле повезло.

Самых юных железнодорожников приветствовал донской губернатор Василий Голубев.

В 2022 году наконец началась работа по укладке железнодорожного полотна и обустройству соответствующей инфраструктуры на территории парка имени Николая Островского. Новые железнодорожные пути уложены на железобетонные шпалы с применением современных рельсов, что позволило повысить безопасность движения и гарантировать долгий срок службы.

Вежливые проводники помогают пассажирам занять места в вагонах.

Также в парке обустроены шесть оснащенных сигнализацией переездов и три пешеходных перехода с системой оповещения о приближающемся поезде.

Первый колокольный сигнал о прибытии первого поезда подал юный железнодорожник.

На участке в районе торгового центра «Эльдорадо» (проспект Шолохова) детскую железную дорогу с помощью малых архитектурных форм отделили от автомобильной парковки, что исключает возможность нарушения графика движения поездов по малой магистрали из-за неправильно припаркованных машин.

Дежурный по переезду — ответственная должность!

В декабре 2021 года завершилась полная модернизация здания станции «Солнечная», где обновлен учебный корпус и организовано современное образовательное пространство, модернизированы системы отопления, водоснабжения, охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения.

Путешествие на поезде по зеленому парку — настоящее удовольствие!

В учебном корпусе появились уникальные классы с действующими тренажерами и макетами. К примеру, класс транспортной логистики, который был специально разработан и оформлен в Ростове-на-Дону с учетом опыта взаимодействия СКЖД с портами Азово-Черноморского бассейна. В этом кабинете расположен действующий макет, демонстрирующий совместную работу железной дороги и порта.

Станция имени Вити Черевичкина тоже капитально отремонтирована.

Кроме того, создан отдельный кабинет «Медиа-библиотека» — это первый подобный класс на сети малых магистралей. Он появился в рамках реализации пилотного проекта «Электронная библиотека», который дает доступ ко всем электронным библиотекам России.

В учебном корпусе также оборудованы классы по разным железнодорожным специальностям. К примеру, в кабинете «Организация движения поездов» ученики изучают азы профессий: дежурный по железнодорожным станциям, оператор при дежурном по железнодорожным станциям, поездной диспетчер. А в «Тренажерной лаборатории» ребята на действующих тренажерах смогут оттачивать навыки дежурного по станции, осмотрщика вагонов, машиниста тепловоза и его помощника.

Диспетчеру движения, как и полагается, помогает современная электроника.

Как выглядит большой макет миниатюрной железной дороги, можно увидеть в макетном зале, расположенном на первом этаже. Он тоже единственный на всей сети детских железных дорог. На нем расположены пассажирская и сортировочная станции, речной порт с инфраструктурой, локомотивное депо, искусственные сооружения. Макет управляется с пульта, который является полноценным аналогом рабочего места поездного диспетчера. На установленные демонстрационные мониторы выводится схема макета-тренажера с реальной поездной обстановкой, что позволяет демонстрировать работу железной дороги в режиме «день-ночь».

Большой макет — одна из достопримечательностей «малой железной».

Очень многое изменилось на Детской железной дороге не только для коллектива и учащихся, но и для простых посетителей. Их встречает просторный светлый зал ожидания с табло, где отображается расписание поездов. Стены украшает карта России с обозначением всех детских железных дорог страны и мозаичное панно по эскизам одного из выпускников Ростовской детской железной дороги.

Зал ожидания и табло — все как на настоящей железной дороге!

Первым по новому железнодорожному полотну вокруг парка имени Николая Островского прошел состав «Тихий Дон». В вагонах прокатились почетные гости праздника и все присутствующие на церемонии открытия. В Детскую железную дорогу вдохнули новую жизнь!

Александр ОЛЕНЕВ.

Читайте нас в соцсетях и подписывайтесь: