Сегодня, 13 сентября, состоялся торжественный запуск первого поезда по обновленной инфраструктуре Ростовской детской железной дороги имени Ю.А. Гагарина, анонс этого события ранее публиковал «Вечерний Ростов». Мероприятие приурочено к 85-летию Ростовской области, в нем принял участие губернатор Василий Голубев.
Панические слухи о том, что Детская железная дорога закрылась навсегда, три года гуляли по Ростову. И они имели под собой основание: вместо железнодорожных путей вокруг парка можно было видеть овраг, поросший травой и молодыми деревьями.
Последний свой сезон Детская железная отработала в 2018 году. 29 августа по рельсам вокруг парка Островского проехал последний поезд, после чего движение досрочно прекратилось, а рабочие начали демонтировать пути: снимать и увозить рельсы и шпалы.
Было объявлено, что на железной дороге будет проведена большая реконструкция. Но никто никуда не спешил. Прошел 2019-й, а за ним 2020-й и 2021-й годы. Никаких заметных подвижек не было, что встревожило ростовчан. Многие стали считать, что наш город навсегда утратил свою «малую» дорогу.
Ростовская детская железная дорога была открыта в предвоенном 1940 году. При рождении она получила имя «Малая Ворошиловская» (ее «большая» мама называлась Северо-Кавказской железной дорогой имени К.Е. Ворошилова). Длина железнодорожного пути составляет три километра 600 метров. Время поездки по полному маршруту 24 минуты.
«Малая» дорога была полностью разрушена в годы немецко-фашистской оккупации. Ее восстановили в 1948 году, когда многие здания в Ростове еще лежали в руинах. И это доказывает важность объекта, в котором сочетаются и воспитание молодежи, и профессиональная подготовка, и организация отдыха для всех ростовчан.
В мае 1961 года Детской железной дороге было присвоено имя первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Правда, в 2013 году гордое имя Юрия Алексеевича куда-то делось из названия — и только сейчас восстановлено вместе с самой дорогой.
Наверное, не найти ростовчанина, который в детстве не катался бы в небольших вагончиках под названиями «Октябренок» и «Пионер», или не катал на поезде вокруг парка своих детей. Ежегодно в канун первомайских праздников открывалось движение по узкоколейному пути вокруг парка протяженностью три километра. Длилось оно до ноября.
Дорогу практически полностью (под присмотром взрослых) обслуживали школьники, занимающиеся в многочисленных кружках. Юные железнодорожники — это проводники и машинисты, путейцы и дежурные по станции, осмотрщики вагонов и ремонтники. Некоторые ребята, выполняющие здесь тяжелые работы (например, обходчики-путейцы) летом даже получали здесь зарплату — совсем как взрослые!
Даже зимой дорога работала: в ее кружках бесплатно занимались около тысячи школьников. Носил в детстве форму юного железнодорожника и автор этих строк.
Детские железные дороги существуют во многих городах бывшего Советского Союза, а также за рубежом. Иметь такую серьезную «забаву» мечтал бы каждый мегаполис, и Ростову в этом смысле повезло.
В 2022 году наконец началась работа по укладке железнодорожного полотна и обустройству соответствующей инфраструктуры на территории парка имени Николая Островского. Новые железнодорожные пути уложены на железобетонные шпалы с применением современных рельсов, что позволило повысить безопасность движения и гарантировать долгий срок службы.
Также в парке обустроены шесть оснащенных сигнализацией переездов и три пешеходных перехода с системой оповещения о приближающемся поезде.
На участке в районе торгового центра «Эльдорадо» (проспект Шолохова) детскую железную дорогу с помощью малых архитектурных форм отделили от автомобильной парковки, что исключает возможность нарушения графика движения поездов по малой магистрали из-за неправильно припаркованных машин.
В декабре 2021 года завершилась полная модернизация здания станции «Солнечная», где обновлен учебный корпус и организовано современное образовательное пространство, модернизированы системы отопления, водоснабжения, охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения.
В учебном корпусе появились уникальные классы с действующими тренажерами и макетами. К примеру, класс транспортной логистики, который был специально разработан и оформлен в Ростове-на-Дону с учетом опыта взаимодействия СКЖД с портами Азово-Черноморского бассейна. В этом кабинете расположен действующий макет, демонстрирующий совместную работу железной дороги и порта.
Кроме того, создан отдельный кабинет «Медиа-библиотека» — это первый подобный класс на сети малых магистралей. Он появился в рамках реализации пилотного проекта «Электронная библиотека», который дает доступ ко всем электронным библиотекам России.
В учебном корпусе также оборудованы классы по разным железнодорожным специальностям. К примеру, в кабинете «Организация движения поездов» ученики изучают азы профессий: дежурный по железнодорожным станциям, оператор при дежурном по железнодорожным станциям, поездной диспетчер. А в «Тренажерной лаборатории» ребята на действующих тренажерах смогут оттачивать навыки дежурного по станции, осмотрщика вагонов, машиниста тепловоза и его помощника.
Как выглядит большой макет миниатюрной железной дороги, можно увидеть в макетном зале, расположенном на первом этаже. Он тоже единственный на всей сети детских железных дорог. На нем расположены пассажирская и сортировочная станции, речной порт с инфраструктурой, локомотивное депо, искусственные сооружения. Макет управляется с пульта, который является полноценным аналогом рабочего места поездного диспетчера. На установленные демонстрационные мониторы выводится схема макета-тренажера с реальной поездной обстановкой, что позволяет демонстрировать работу железной дороги в режиме «день-ночь».
Очень многое изменилось на Детской железной дороге не только для коллектива и учащихся, но и для простых посетителей. Их встречает просторный светлый зал ожидания с табло, где отображается расписание поездов. Стены украшает карта России с обозначением всех детских железных дорог страны и мозаичное панно по эскизам одного из выпускников Ростовской детской железной дороги.
Первым по новому железнодорожному полотну вокруг парка имени Николая Островского прошел состав «Тихий Дон». В вагонах прокатились почетные гости праздника и все присутствующие на церемонии открытия. В Детскую железную дорогу вдохнули новую жизнь!
Александр ОЛЕНЕВ.