Операция по спасению из металлолома железных букв, которые были установлены на доме № 9 на площади Толстого в Ростове-на-Дону, завершилась успешно. Буквы выкуплены и доставлены в надежное место, где они будут храниться, пока не примут решение — что с ними делать.
В советское время было принято устанавливать на крышах многоэтажных домов в людных местах города светящиеся неоном вывески — вроде «Летайте самолетами Аэрофлота», или «Храните деньги в сберегательной кассе!». Такая мода ушла повсеместно в прошлое, а вот вывески кое-где сохранились.
Одна из последних — на площади Толстого, когда-то вывеску установило ВДПО (Всесоюзное добровольное пожарное общество). Большая конструкция составляла сложную фразу: «Перед розжигом газифицированных печей и водонагревателей проверьте тягу в дымоходе». Она много десятилетий украшала крышу пятиэтажки, и со временем стала приметой всей площади. Это одна из самых крупных и знаковых вывесок нашего города. И одна из немногих сохранившихся.
Вначале вывеска подсвечивалась по вечерам, потом подсветку убрали. Потом стала ржаветь и разрушаться вся конструкция. Из-за ветхости она была демонтирована управляющей компанией и сдана в металлолом на утилизацию. И сгинуть бы ей бесследно, но эти буквы в груде металла углядел неравнодушный ростовчанин, проезжавший мимо на велосипеде. Он поднял тревогу, написав об этом на страничке ростовского общественного движения «МойФасад».
К делу спасения вывески подключились координаторы «МойФасад»: архитектор Александр Ломтев и художник Меружан Арутюнян. Они вступили в переговоры с хозяином пункта приема металлолома, где лежали снятые буквы. Обрадованный делец заломил несусветную сумму выкупа: 70 тысяч рублей. Тогда активисты объявили сбор средств (краудфандинг сейчас в моде) среди сочувствующих движению.
Необходимые деньги удалось быстро собрать, да и владелец металлолома после переговоров снизил свои финансовые аппетиты. Одним словом, все буквы удалось перевезти в безопасное место хранения. Теперь надо решать их судьбу.
Меружан Арутюнян удрученно рассматривал кое-где насквозь проржавевшее железо. Действительно, конструкция находилась в плачевном состоянии и демонтирована была не зря. Можно ли восстановить буквы? Вполне можно. Удалить ржавчину, отшлифовать металл, пройтись герметиком, закрасить. Но что с ними делать дальше?
Предположение — вернуть надпись на прежнее место — как признаются активисты движения «МойФасад», хотя и заманчиво, но вряд ли осуществимо. Согласятся ли жильцы дома иметь на своей крыше сияющую неоном надпись, за какие средства ее опять устанавливать, кто будет, в конце концов, платить за электричество? Возникает масса вопросов, ни на один из которых нет ответа.
Вариант номер два — эти буквы будут украшать культурное пространство на Островского, 47, где собираются художники, музыканты, поэты, — всё андеграундное сообщество южной столицы. Как полагает Меружан, в этом случае достаточно сохранить часть вывески из разных шрифтов, образующих слова: «ЖГИ», «ДЫМ», «ГАЗ», чтобы выставить их как самодостаточные предметы интерьера или экстерьера, связанные с историей нашего города. Часть букв может забрать в свою коллекцию новый Музей истории города Ростова-на-Дону.
Главное, что буквы, представляющие несомненную историческую ценность для Ростова, спасены. И это благое дело удалось совершить, благодаря сплоченности ростовчан.
Александр ОЛЕНЕВ.
Комментарии