В Ростове-на-Дону разразился скандал, связанный с изменениями Положения о ритуальных услугах «Службы городских кладбищ». Поправки были приняты депутатами на февральском заседании Ростовской-на-Дону городской Думы. Вскоре после этого к Северному кладбищу стали выстраиваться автомобильные очереди. В одну из таких «пробок» попал и корреспондент «Вечернего Ростова».
Обычный субботний день в конце мая не предвещал неожиданностей, но очередь машин на улице Орбитальной начиналась уже с «кольца» на пересечении с проспектом Королева. К въезду на территорию Северного кладбища удалось приблизиться на машине только через полчаса. Причиной пробки стал «фейс-контроль» со стороны кладбищенских работников. Они «отсекали» грузовики или те машины, что везли строительные материалы, объясняя, что им въезд на кладбище запрещен по новым правилам. Люди спорили, возникали конфликтные ситуации, а прочие томились в длинной очереди из автомобилей.
Действительно, въезд транспортных средств на территорию кладбищ для проведения работ по установке, демонтажу намогильных сооружений, могильных оград без оформления разрешения от муниципального казенного учреждения «Служба городских кладбищ» теперь запрещен.
На сайте СГК опубликован порядок получения таких разрешений. Необходим не только документ, удостоверяющий личность заявителя, но и решение о согласовании параметров устанавливаемых намогильных сооружений, могильных оград, условий проведения работ по установке, демонтажу намогильных сооружений, могильных оград. Одним словом, бюрократии добавилось. Но можно ли говорить о том, что городские власти начали душить бизнес фирм, занимавшихся ритуальными услугами?
Рынок в этой сфере начал развиваться в Ростове, начиная с «нулевых» годов. До этого монополистом в сфере похорон было городское предприятие специализированных коммунальных услуг, формально являвшееся муниципальным, но на деле «крышевавшее» лояльных бизнесменов. После введения рыночных отношений в похоронное дело, в Ростове появились десятки фирм, предлагавших ритуальные услуги.
Схема выглядела так: кладбище являлось муниципальным и содержалось (уборка, освещение, штат работников) за счет городской казны. Но на эту территорию свободно заходили самые разные «похоронщики», причем не только из Ростова, но даже из близлежащих окрестностей.
Их деятельность на муниципальной территории никто не контролировал и результат получился двояким. С одной стороны, хоронили споро, быстро. С другой — хоронили так, что очень скоро на Северном кладбище исчезли многие дороги и внутриквартальные проезды. Коммерсанты могли без спросу подвинуть ограду соседа, чтобы расширить захоронение заказчика. На Братском (закрытом) кладбище находили человеческие кости неподалеку от свежих могил. Было подозрение, что землекопы просто освободили могилу от прежнего обитателя, чтобы дать место другому, более состоятельному клиенту.
Исходя из всего этого имелся резон хоть как-то навести порядок на муниципальной территории, установить контроль за деятельностью ритуальных фирм. Отсюда и появились изменения в правилах, предписывающие коммерсантам брать разрешение на работы, что проводятся на кладбищах.
Здесь уместно вспомнить известное высказывание бывшего премьера Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». С очередями перед кладбищами кое-как справились, но образовались другие очереди — на получение таких разрешений от СГК. Проблемой для многих частников стали сроки согласования разрешительных документов об установке намогильных сооружений. Согласно регламенту, срок ожидания в очереди должен составлять не более 15 минут, а на оказание этой услуги отводится 10 дней. Но этого у городских чиновников пока никак не получается.
Ждать своей очереди ритуальным фирмам приходится не 15 минут, а 30 дней после обращения. После чего ещё 10 дней понадобится непосредственно на оказание услуги. Сообщившее об этом интернет-издание 161.RU утверждает, что представители ростовских ритуальных компаний уже направили в Генпрокуратуру обращение с просьбой проверить законность действий «Службы городских кладбищ».
Чиновников муниципального предприятия представители ритуального бизнеса обвиняют в том, что они целенаправленно усложняют работу частникам. А именно, затягивают оформление документов, если ритуальная компания не имеет связей со службой городских кладбищ. По мнению предпринимателей, волокита с документами создана специально, чтобы вытеснить с рынка неугодные фирмы.
Скандал набирает обороты и пока что ясно, что проблема имеет место, решать ее нужно. Путей видится два: или расширение штата чиновников «Службы городских кладбищ», выдающих такие разрешения, или упрощение принятых прежде изменений в «Положение об оказании ритуальных услуг и содержании мест погребения города Ростова-на-Дону».
Пока еще городские власти не определились с тем, какой вариант выбрать. Ситуация оказалась в подвешенном состоянии.
Александр ОЛЕНЕВ.