К 115-летию Б. Момышулы

 

Если уж выбрал писательскую дорогу,

  то удерживай себя от легких побед».

Мухтар Ауэзов

 

Мухтара Ауэзова и Бауыржана Момышулы связывали теплые дружеские отношения, а позже, когда герой московской битвы сам стал писателем, выйдя в отставку, творческая связь еще крепче скрепила их. Два мыслящих человека нашли точку соприкосновения посредством писательского дара. В XX веке их пути неоднократно пересекались как во время войны, так и после войны.

Роман-эпопея М. Ауэзова «Путь Абая» произвел глубоко неизгладимое впечатление на мировоззрение молодого Бауке, – это во многом раскрыло и предопределило все более проявляющуюся во мраке войны будущую писательскую стезю легендарного защитника Москвы.

Между Мухтаром Ауэзовым и Бауыржаном Момышулы шла оживленная переписка. Удивительно, что в лихое время самой жестокой и разрушительной в мире войны два человека находили время, чтобы найти место для философских размышлений о жизни, литературе, о подъеме патриотизма на фронте путем привлечения интеллектуальной элиты Казахстана – ученых, писателей, поэтов и журналистов, своим «пером» способствовавших разгрому врага, приближению славного часа победы.

Летом 1942 года писатель прислал Бауыржану письмо, в котором сообщал, что встречался с Александром Беком, беседовал с ним, и сам хочет написать книгу о войне. Батыр написал ответное письмо Мухтару Ауззову:

«Глубокочтимый Мухтар-ага!

Получил ваше письмо, очень обрадовался, словно головой достал до неба, а рукой – до косогора. Большое спасибо. Меня особо радует то, что вы, получив мое письмо и внимательно прочитав его, поняли мои мысли. Меня очень радует ваше решение трудиться над темой Отечественной войны и то, что вы собираетесь взяться за нее только тогда, когда досконально изучите эту тему. Полковнику казахской литературы иначе поступать и нельзя..

Я верю, что художественное произведение, исторический труд, вышедший из-под вашего пера, займет достойное место не только в казахской литературе, но и в ряду произведений братских литератур, будет образцом, поистине пропагандистским дастаном не только для нас, но и для наших внуков и правнуков, будет жить в веках.

Мы очень рады выходу первой книги «Абая». Если буду жив-здоров, прочитаю ее и, надеюсь, выскажу искреннее свое мнение…

С нижайшим поклоном перед вашим письмом и благородным намерением – Баурджан. 18.8.1942».

Позже в беседе с писателем Азильханом Нуршаиховым вспоминал: «Первая книга ауэзовского «Абая» попала мне в руки на фронте. Сам Мухтар-aгa прислал ее мне со своим автографом. Я прочитал ее не отрываясь. И тут же написал автору письмо на шести страницах. А он ответил мне, что несказанно рад моей фронтовой оценке».

В декабре 1943 года батыр приехал в Алма-Ату на два месяца после лечения в госпитале из-за боевого ранения на фронте и пробыл до марта 1944 года. Его встречала группа литераторов во главе с Сабитом Мукановым, у которого был накрыт дастархан, и легендарный комдив имел возможность общаться и беседовать с М. Ауэзовым и другими именитыми писателями.

Мухтар Ауэзов обратился к президенту АН, академику Канышу Сатпаеву с просьбой устроить встречу батыра с творческой интеллигенцией:

«Приехавший на лечение Бауыржан Момышулы – думающий человек. Его мысли и взгляды на нашу действительность отличаются оригинальностью и новизной… Кто знает, как сложится его дальнейшая судьба, когда он вернется на фронт. Давайте организуем с ним встречу, глубже узнаем его, чтобы вникнуть в его взгляды, в его понимание вещей…».

Благодаря им Бауыржан Момышулы в январе 1944 года несколько дней выступал с лекциями в различных аудиториях, на которых рассказывал о подвигах воинов-панфиловцев, о своих размышлениях и выводах о причинах  стремительного наступления немецкой армии и первом серьезном поражении под Москвой. Во вступительном слове К. Сатпаев сказал:

«Сегодня мы, работники науки, литературы и искусства, собрались, пользуясь пребыванием в Алма-Ате гвардии полковника Баурджана Момыш-улы, чтобы из его уст услышать ряд эпизодов из истории Великой Отечественной войны, и в частности, 8-й гвардейской имени генерала Панфилова дивизии… Полковник Баурджан Момыш-улы является не только участником этих военных со6ытий, но и ведущим командиром, тем для нас ценнее его беседы».

В течение двух месяцев он много встречался с творческой интеллигенцией, выступал с циклом лекций-бесед в Академии наук, в театре, посещал спектакли Казахского театра драмы.

Его лекции-беседы конспектировали многие слушатели, особенно писатели, для которых излагаемые сведения из уст участника боевых действий, были «строительным материалом» для будущих произведений о войне и ее героях. Известны сохраненные записи речей лектора в архивах Г. Мусрепова, М. Ауэзова – папка рукописей «Баурджан, его беседы, лекции, читанные в течение 6 дней января 1944 г.» (в архиве Дома=музея М.О. Ауэзова).

Мухтар Ауэзов посвятил панфиловцам пьесу «Гвардия чести» (совместно с А. Абишевым), где главными героями стали И.В. Панфилов и Б. Момышулы. Премьера состоялась 8 ноября 1942 года на сцене Казахского театра драмы в Алматы. Позже Ауэзов посвятил батыру свою поэму «Ер серігі – Сергек ой».

Мухтар Ауэзов.

Уже после войны им приходилось встречаться как коллегам по перу. В 1958 году в Москве проходила Декада казахской литературы и искусства. В те дни в Союзе писателей СССР Бауыржан Момышулы презентовал свою новую книгу «За нами Москва», которая была издана накануне декады.

Десять человек во главе с генералом и военным писателем Петром Вершигорой выступили с хвалебными отзывами об этой книге. Писатель Азильхан Нуршаихов, присутствовавший на этом заседании, пишет: «…Из зала вышел Мухтар Ауэзов и, оглядевшись, направился прямо к Момыш-Улы.

Писатель Адильхан Нуршаипов.

–Молодец, Баурджан, ты стал самым модным писателем. Вон как много лестных слов было сегодня сказано о твоей книге. Поздравляю тебя с высокой столичной оценкой! – Мухтар двумя руками пожал руку Баурджана.

– Я очень рад, что оценен не только твой героизм на поле брани, но и твой литературный труд. Да еще такими авторитетами, как Петр Петрович», – он уважительно поклонился в сторону Вершигоры».

По итогам декады Б. Момышулы был награжден орденом «Знак Почета».

Современник М.О. Ауэзова, фронтовик И.Н. Дабаев опубликовал забавный случай с Б. Момышулы: «В июле 1956 года Верховный Совет принял группу английских писателей, казахстанские их коллеги были представлены Мухтаром Ауэзовым.

После дежурных обменов любезностями один из англичан спросил: «А сколько в республике писателей-казахов?», на что Ауэзов обратился к Момышулы:

«Бауыржан, ответь, пожалуйста».

– «Пять», – не замедлил с ответом тот.

– «Ой, құдай атқан!» – воскликнул Ауэзов.

Это выражение означало крайнюю степень его возмущения. («құдай атқан!»– фразеологизм, синонимичный выражению «Черт подери!», обозначающему и крайнее возмущение, и восхищение. – Прим. авт.).

Бауыржан, который заметил недовольство Ауэзова его ответом перед иностранцами, проявил находчивость, смекалку и продолжил невозмутимо:

«Это те писатели, которых знает весь мир, – как ни в чем не бывало продолжил Бауке. – Ауэзов, Муканов, Мусрепов, Мустафин, Тажибаев».

И далее, не без вызова, с напором отчеканил:

«Еще есть у нас 25 писателей – их знает весь Советский Союз. Еще 270 – их знает лишь Казахстан. Но если последним оказать внимание, издать их книги, помочь с жильем – их будет знать весь мир. Итого в республике триста писателей».

Ауэзов был доволен ответом Момышулы, резюмировал:

«А, құдай атқан!»,

Все-таки писатель признал, что герой сказал правду, не подвел перед иностранцами.

Вспоминая свою буйную молодость, сам Момышулы признавался: «Характер – что искра. …Порой моя кипучая воля, выходя из берегов, приносила неприятности окружающим… Не всегда хватало мудрости». И в качестве хорошего примера он привел Мухтара Ауэзова:

— Он не вышел из своего русла. Его полноводная река величаво текла своим путем. Величие  –  это молчаливый труд. И вовсе не нужно выходить из берегов, – заключает Бауке.

Мухтар Ауэзов и Бауыржан Момышулы были и остаются великими деятелями, патриотами, педагогами своей отчизны. Их величие не имеет границ и не ограничивается рамками отдельно взятого государства или нации. Их бессмертие – в сердцах благодарных потомков!

Фатима Оразбекова, педагог-ветеран,

Арман Шауханов, кандидат педагогических наук

(Отрывок из книги авторов «Творчество Мухтара Ауэзова в искусстве»)

 

 

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Сообщение отправлено!
Ошибка отправки. Попробуйте позже.

Комментарии