Пять лет лишения свободы запросил гособвинитель для медсестры, которая, по версии следствия, ненадлежащим образом оказала медицинскую помощь при массовом отравлении в селе Надежка на севере Казахстана. Вместо экстренных мер женщина дала активированный уголь и уехала. В результате трагедии погибли двое детей, мать и старший сын оказались в больнице. Точная причина отравления семьи Коваленко так и не установлена, сообщает Петропавловск.news.
В специализированном межрайонном суде по уголовным делам завершается рассмотрение дела об отравлении семьи Коваленко из села Надежка Кызылжарского района Северо-Казахстанской области. Подсудимая — медсестра, которая, по мнению следствия, не оказала необходимую медицинскую помощь. Причины самого отравления по-прежнему не установлены. Стороны озвучили позиции в прениях, а подсудимая сказала последнее слово.

Напомним, трагедия произошла ровно год назад — в июне 2024 года. Скончались двое детей — 3 и 6 лет. Мать и старший сын 2014 года рождения были госпитализированы.

По словам Галины Коваленко (мать), накануне семья приобрела продукты в местном магазине, которые ели на обед и ужин. Ночью всем стало плохо — началась рвота, головокружение, слабость. Было душно, дети лежали на полу. Женщина вызвала медсестру, та осмотрела всех, дала лекарство и уехала.

Версия обвинения

Следствие установило, что 13 июня 2024 года медсестра Айдана Б. прибыла к семье Коваленко, диагностировала массовое отравление, но ограничилась назначением воды для промывания желудка и активированного угля. Она не сообщила в больницу, не связалась с врачами и не вызвала скорую помощь.

В результате утром трёхлетний Василий скончался на месте. Мать самостоятельно вызвала скорую помощь, которая госпитализировала шестилетнюю Алису. Несмотря на усилия врачей, в 20:50 у девочки остановилось сердце. Также были госпитализированы Галина и её старший сын.

— Там, где речь идёт о жизни ребёнка, не может быть места равнодушию и формальному подходу к долгу. Обвиняемая проявила небрежность, и последствия оказались трагическими — погибли двое детей. Вина полностью доказана, — отметил гособвинитель.
Он напомнил, что медсестра имела достаточный стаж работы и обязана была действовать согласно инструкции: сообщить в больницу, связаться с врачом и вызвать скорую. Ничего из этого сделано не было. Медицинский разбор показал: при своевременной помощи вероятность спасения жизней детей была бы намного выше.

Гособвинение просит признать Айдану Б. виновной по статье 317 ч.4 УК РК и назначить ей наказание в виде 5 лет лишения свободы с лишением права заниматься медицинской деятельностью на 3 года. Также заявлен гражданский иск на 50 миллионов тенге в качестве компенсации морального вреда.

Адвокат потерпевшей стороны пояснил, что в аналогичных случаях в его судебной практике — ДТП, производственные травмы — взыскивали по 20–25 миллионов. Но какую бы сумму ни назвали, это всё равно не может быть эквивалентом человеческой жизни. Ведь на вопрос: «Во сколько бы вы оценили жизнь своих детей?» наверное никто не смог бы дать никакого ответа.
Адвокат также отметил, что иск предъявлен не только к Айдане Б., но и в солидарном порядке к районной больнице, где она работает. Представители больницы с иском не согласились.
На слушаниях Галина Коваленко держалась стойко, лишь изредка вытирая слёзы.

— Я прошу наказать по всей строгости закона. Из-за её непрофессионализма я потеряла двоих детей. Она должна была знать, как действовать при отравлении, — сказала женщина.

— Конечно, она никого не убивала напрямую. Но она рисковала жизнями четверых человек. А пострадавшие доверились ей. Когда тебе плохо, ты не всегда можешь оценить своё состояние, — подчеркнул адвокат.

Он добавил, что подсудимая ни разу не извинилась перед семьёй. Это сделал её защитник.

Позиция защиты

Сама Айдана Б. была немногословна. В прениях поддержала позицию адвоката, а в последнем слове отметила, что вину не признаёт. Попросила, если её всё же признают виновной, назначить наказание, не связанное с лишением свободы.

Адвокат подсудимой настаивает на оправдании. Он подчеркнул, что её вина в смерти детей не доказана. Это резонансное дело. Все ищут виновного, и нашли того, кто ближе.

— Я считаю, что нужно было искать виновных в том деле, где проводили экспертизы. Чем именно они отравились? Ноги растут оттуда. Там дело закрыли, — сказал адвокат. – Никакой вины моей подсудимой нет.

Он считает, что Айдана Б. исполнила свои обязанности: приехала, осмотрела, дала препарат. Работает она одна в неоснащённом медпункте и делает всё, что может.

— В её действиях нет состава преступления. Она никого не убивала. Девочку пытались спасти ещё на протяжении долгого времени, но безуспешно. Их смерть была неизбежна, — заявил адвокат.

Гособвинитель с этим не согласился: по его словам, время было упущено, и именно это повлияло на исход. Медицинский разбор подтвердил, что при своевременной помощи шанс на спасение был.

Обвинение также подчеркнуло, что расследование отравления как такового к действиям Айданы Б. отношения не имеет.

Продукты, купленные в магазине, были проверены, но ничего подозрительного в них не нашли. Поэтому сейчас суд будет давать правовую оценку именно действиям медсестры, а не самому факту отравления.
В ближайшее время будет оглашён приговор суда.

Евгения Кочевая