К 80-летию Победы

Взятие Берлина

День и ночь все на запад шагая,

До берлинских ворот я дошел,

Но милее родимого края

Я нигде ничего не нашел.

Сергей Михалков

В тяжелые месяцы войны, когда решалась судьба Москвы, Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский в беседе с корреспондентом газеты «Красная звезда» 29 октября 1941 года произнес пророческие фразы: «Без перспективы воевать нельзя. Надо видеть весь возможный театр войны. Красная армия обязательно будет в Берлине».

После четырех лет кровопролитной затяжной войны такой день наступил, вопреки всем тяготам, которые перенес на своих плечах советский народ и его доблестная несокрушимая армия.

Берлинская операция была финальной битвой Красной Армии, сложным испытанием перед последним рывком, – и она успешно завершилась за 16 суток. Если учесть многомесячные фашистские операции с громогласными и многозначительными названиями («Тайфун» и др.), приведшими к их полнейшему краху, то взятие Берлина произошло в рекордно кратчайший срок.

Накануне взятия Берлина на совещании в штабе 1-го Белорусского фронта Маршал Советского Союза Г.К. Жуков сказал: «Был у Верховного. Весь мир с восхищением и верой смотрит на советский народ, на его Красную Армию – освободительницу. При любых условиях Берлин должен быть взят нашими войсками». Очевидно, такие же задачи стояли и перед армиями союзников, которые подключились на завершающей стадии Второй мировой войны.

По воспоминаниям Героя Советского Союза, генерал-майора В.С. Антонова (командовал 301-й стрелковой дивизией) о последних боях в центре Берлина, еще на подступах к городу, в жесточайших боях на Зееловских высотах, фашисты разбрасывали листовки с угрозами: «В Берлине 600 тысяч домов. Каждый из них превращен в крепость. Они станут вашей могилой…».

Главной задачей было овладение рейхстагом, «объектом №106» – ставкой Гитлера и водружение победного знамени. Рейхстаг защищали отборные фашистские части. Каждый боец желал достичь логова Гитлера и добить последнего фашиста, чтобы поставить последнюю точку в многолетней жестокой войне.

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков писал: «Каждый шаг, каждый кусок земли, каждый камень здесь яснее всяких слов говорили, что на подступах к имперской канцелярии и к рейхстагу, в самых этих зданиях борьба шла не на жизнь, а на смерть».

«Более десяти суток по Берлину била артиллерия двух фронтов. Дым пожарищ и гарь взрывов поднялись в небо до восьми километров и по фронту растеклись до ста. По последним очагам сопротивления фашистов било около двадцати тысяч пушек и минометов», – свидетельствовал в книге «Солдаты неба» дважды Герой Советского Союза, летчик-истребитель А.В. Ворожейкин.

/Примечание: «двух фронтов» – это 1-й Белорусский фронт под командованием маршала Г.К. Жукова и 1-й Украинский фронт под командованием маршала И.С. Конева/.

Еще шли бои за рейхстаг, Берлин затянуло дымом, слышался грохот орудий. Каждый полк, воинские подразделения стремились ворваться в рейхстаг и установить победные знамена и флаги, чаще самодельные.

Сквозь огонь сражений с сильным и коварным врагом пронес советский солдат победоносное знамя и водрузил его в центре поверженного фашизма – в Берлине. И в этом образе солдата СССР воплотились десятки воинов, закрепивших знамена и самодельные флажки в разное время и на разных участках огромного здания под шквальным огнем противника, начиная с крыльца здания у входа, на разных этажах, – многие погибли, едва закрепив их (среди них и казахстанец Дос Ищанов), известны три первых случая, когда закрепленные флаги были сбиты шквальным огнем противника. В истории остались имена тех, кто установил их и остался жив, но немало погибших и оставшихся в безвестности.

Одним из тех, кто в числе первых установил знамя на рейхстаге был Рахимжан Кошкарбаев. Накануне своего подвига он подал заявление командиру 150-й стрелковой Идрицкой дивизии, Герою Советского Союза В. М. Шатилову о приеме в ряды КПСС: «Желаю штурмовать рейхстаг коммунистом». В тот же день в логове врага, в здании министерства внутренних дел (Дом Гиммлера), он стал коммунистом.

/Примечание: прославленная Сибирская 150-я стрелковая Идрицкая дивизия в 1941 году сражалась под Москвой. Она была сформирована в Кузбассе, в Новосибирске, Караганде и Кустанае. Дивизия под Москвой стала гвардейской/.

Взводу Кошкарбаева было поручено доставить штурмовой флаг на рейхстаг. Опасный путь, стоивший жизни многим солдатам. После первой передышки, их осталось двое – он и молоденький солдат Григорий Булатов – первые 50 метров с трудом преодолели за три часа, а всего 300 метров до рейхстага они прошли за 7 часов и 30 апреля в 14.30 установили флаг.

За этот подвиг по указу маршала Георгия Константиновича Жукова они были награждены орденом Красного Знамени. Ранее их представляли к званию Героя Советского Союза, но ограничились вручением ордена (позже выяснилось причина – отец Рахимжана был репрессирован в 1937 году как сын бая). К тому же отсутствовали фото и кадры кинохроники, подтверждающие их подвиг.

/Примечание: в 1999 году Р. Кошкарбаеву посмертно было присвоено звание «Халық Қаhарманы», а спустя несколько лет, 7 марта 2007 года, Институт военной истории России сделал официальное заявление: «Знамя над Рейхстагом первыми водрузили Рахимжан Кошкарбаев и Григорий Булатов» Историческая справедливость восстановлена, но после смерти героев-воинов/.

Официально и срочно командованием ударной армии была принята версия первого водружения Красного Знамени победы разведчиками Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария во главе с заместителем командира батальона по политической части лейтенантом А.П. Брестом при поддержке роты автоматчиков Ильи Сьянова.

/Примечание: казахстанец Сьянов Илья Яковлевич (1905–1988), Герой Советского Союза, о нем и его подвигах упоминают в нескольких книгах фронтовики и военные журналисты, как Д. Снегин, В. Субботин и другие. И. Сьянов – почетный гражданин города Костаная/.

Это знамя под номером 5 было вручено Военным советом 3-ей Ударной армии и установлено рано утром 1 мая на самой высокой точке рейхстага – на его куполе. Знамя представляло собой полотнище размером 188х82 см. На левой стороне сверху изображена пятиконечная звезда, в нижнем углу у древка – цифра №5.

Первую фотографию знамени Победы сделал знаменитый фотоас в войсках Георгия Жукова – Виктор Темин с кинооператором Романом Карменом.

«Знамя Победы, которое взвилось над Берлином, символически воплотило в себе все знамена и флаги, которые в ходе самых ожесточенных боев были водружены в разных местах рейхстага группами капитана В.Н.Макова, лейтенанта Р.Кошкарбаева, майора М.М. Бондаря и многими другими воинами. От главного входа рейхстага и до крыши героический путь наших воинов был отмечен Красными знаменами, флагами и флажками, как бы слившимися теперь в единое Знамя Победы», – писал В. Таборко, автор «Летописи Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».

О знамени, дошедшем до Берлина, писал в стихотворении «Боевое знамя» поэт-фронтовик Сырбай Мауленов:

В руках сжимали, прятали на грудь…

Потерто знамя, мечено огнем,

Но от Москвы к Берлину

Долгий путь

Так четко отпечатался на нем!

30 апреля 1945 года Совинформбюро сделало сообщение, где, в частности, говорилось: «… Бои продолжались, не стихая всю ночь. Сегодня в четырнадцать часов советские бойцы овладели зданием немецкого рейхстага и водрузили на нем Знамя Победы».

Остатки берлинского гарнизона капитулировали 2 мая. Последнее в Берлинской операции донесение И.С. Конева в Ставку гласило: «Войска фронта сегодня, 2 мая 1945 года, после девятидневных уличных боев, полностью овладели Юго-Западными и Центральными районами города Берлин (в пределе установленной для фронта разграничительной линии) и совместно с войсками Первого Белорусского фронта овладели городом Берлин».

В Берлинской операции принимали участие и казахстанцы, проявив героизм при взятии рейхстага и водружении Красного знамени, в уличных боях и в небе. Среди военных летчиков – Герой Советского Союза Т. Бигельдинов, один из первых появившийся в небе над Берлином; К.Я. Малинин – Герой Советского Союза, ученик Уральского аэроклуба; В.А. Московенко – Герой Советского Союза, сбивший 22 вражеских самолета; Герой Советского Союза В.А. Медноногов и другие.

Дважды Герой Советского Союза Талгат Бигельдинов с января 1943 года в составе 144-го гвардейского полка воевал на Калининском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Летчик-штурмовик Бигельдинов совершил 305 боевых вылетов за время войны, 500 часов находился в небе, дважды прыгал на землю из горящего самолета. В воздушных боях сбил семь вражеских самолетов, уничтожил десятки танков, орудий, автомашин, боевой техники противника, наземных войск. В одном из боев он уничтожил знаменитого фашистского аса, уничтожившего в небе Европы сто восемь самолетов.

Бигельдинов одним из первых советских летчиков появился в небе столицы Германии, когда войска еще подходили к Берлину. Его поздравил генерал Рязанов: «…Благодарю от имени командования. Можешь гордиться, твой самолет первым из авиации союзников появился днем над Берлином!..»

Пятнадцать человек были удостоены звания Героя Советского Союза, среди которых и И.Я. Сьянов, участвовавший в штурме рейхстага, герой нескольких очерков и книг. Шесть казахстанцев стали полными кавалерами ордена Славы – это М. Бикетов, Д. Бейкутбаев, П. Больбот, Сембинов, В.Бабенко, Г. Алинов. Ордена и медали получили все участники последней битвы Второй мировой войны.

В результате Берлинской операции было разгромлено 70 пехотных, 12 танковых, 11 моторизованных дивизий и большая часть авиации. Взято в плен 480 тысяч солдат и офицеров, захвачено до 11 тысяч орудий и минометов, более 1,5 тысячи танков и штурмовых орудий, большое количество самолетов.

Высокие награды получил командный состав Советской Армии, орденами и медалями награждены 1141 тысяча воинов, 187 частей и соединений получили наименование Берлинских.

Акт безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии был подписан 7 мая 1945 года в городе Реймсе, но И.В.Сталин, Верховный Главнокомандующий СССР, посчитал это предварительным протоколом и настоял, чтобы основной акт капитуляции Германии был подписан в Берлине, в центре фашистской агрессии в присутствии верховного командования не только союзных войск, но и всех стран антигитлеровской коалиции. Основной акт капитуляции Германии был подписан в Карлхорсте, юго-восточной части Берлина, в ночь с 8 на 9 мая 1945 года с 24.00 до 0 часов 43 минуты. Подписали его Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и фельдмаршал Кейтель.

9 мая 1945 года был издан приказ Верховного Главнокомандующего СССР по войскам Красной Армии и Военно-Морского Флота, в котором сообщалось о подписании акта безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, о победоносном завершении Великой Отечественной войны и поздравление представителям всех родов войск с перечислением рангов от солдата до маршала. В день Победы – 9 мая в 22 часа назначался салют от имени Родины в честь победителей тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года была учреждена медаль «За взятие Берлина». Награждены этой медалью 1 миллион 90 тысяч человек.

Позже Г.К. Жуков писал в мемуарах:

«Честно говоря, пока шла война, я был полон решимости воздать сполна гитлеровцам за их жестокость. Но когда, разгромив врага, наши войска вступили в пределы Германии, мы сдержали свой гнев. Наши убеждения и интернациональные чувства не позволяли нам отдаться слепой мести».

Герой Советского Союза, Народный Герой Казахстана, защитник Москвы – панфиловец Бауыржан Момышулы в своих воспоминаниях утверждал:

«Мы много настрадались в этой войне. Но никогда не измывались над пленными».

Поэт-фронтовик Борис Филиппов в 1945 году написал стихотворение «Победители», где есть строки: «Солдат утирает с лица последнего выстрела копоть», «Глядят виновато в поля-пустыри немецкие хмурые башни», «Покорно молчат близнецы-города», а также:

Страшна

Справедливая сила.

Но слабым

Могучая Русь

Никогда –

Ни ныне,

Ни в прошлом –

Не мстила!

1945 год (отрывок)

Много писали и военные журналисты, и писатели, что после взятия Берлина мирному населению раздавали горячую пищу – солдатскую кашу, – выстраивались очереди голодных жителей города, воины помогали детям, старикам. Через два дня после подписания акта капитуляции – 11 мая Военный совет 1-го Белорусского фронта принял постановление № 063 о снабжении продовольствием немецкого населения Берлина, также постановления о порядке снабжения молоком немецких детей, о восстановлении и обеспечении нормальной работы коммунального хозяйства Берлина и другие.

/Примечание: Гитлеровцы на временно оккупированных советских территориях уничтожили 70 тысяч деревень, в большинстве вместе со всеми жителями, разрушили 1710 городов и поселков городского типа, в годы войны погибло 27 миллионов человек, по последним данным – 30 миллионов, из них военнослужащих – 12 миллионов/.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в своих воспоминаниях писал:

«В настоящее время кое-кто на Западе пытается преуменьшить трудности, с которыми пришлось столкнуться советским войскам в завершающих операциях 1945 года, и при взятии Берлина в частности.

Как участник Берлинской операции должен сказать, что это была одна из труднейших операций Второй мировой войны. Группировка противника общим количеством около миллиона человек, оборонявшаяся на берлинском стратегическом направлении, дралась ожесточенно. Особенно на Зееловских высотах, на окраинах города и в самом Берлине.

Советские войска в этой завершающей операции понесли большие потери – около трехсот тысяч убитых и раненых.

…Окончательно рухнуло чудовищное фашистское государство. Советские Вооруженные Силы и войска союзников при содействии народно-освободительных сил Франции, Югославии, Польши, Чехословакии и других стран завершили разгром фашизма в Европе. Это был долгожданный и радостный конец Второй мировой войны, продолжавшейся почти шесть лет. С победным ее исходом были связаны лучшие надежды всего прогрессивного человечества».

Летопись Великой Отечественной войны – это 1418 военных дней и ночей. Война закончилась там, откуда она пришла, на земле тех, кто ее начал.

Фатима Оразбекова, член Союза журналистов РК,

Арман Шауханов, кандидат педагогических наук

/Отрывок из книги авторов «Великой Победе 80 лет. Казахстан в Великой Отечественной войне»/