На прошлой неделе мы начали делиться с вами выдержками из проекта генплана Петропавловска. В этом проекте есть стадион, мосты через Ишим, грандиозная набережная, несколько новых жилых кварталов, десятки парков, 20 новых школ и почти 30 новых детских садов. В проекте также предусмотрено, что вскоре в областном центре будет около 270 тысяч жителей. Но есть кое-что, о чём в генплане города практически ничего не сказано — автомобильных паркингов. Куда в ближайшее время будут ставить свои автомобили жители прекрасного города с постоянно растущим населением — решительно непонятно. Пока областной центр становится всё более тесным, автовладельцы от безвыходности уже паркуют свои автомобили на детских площадках, на газонах, под знаками и вообще на всем свободном пространстве. Петропавловск.news коротко о том, почему наш город вдруг стал тесным.
На самом деле, все крайне очевидно: в городе, где постоянно ведется новое строительство, проектировщики не задумываются о достаточном количестве мест для машин. В микрорайоне «Жас Оркен», где сейчас идёт основная стройка, это особенно хорошо заметно. По вечерам автомобильная армия плотно опоясывает каждый дом, и уже не особо понятно — это жилой комплекс или автостоянка. Стоит ли говорить о том, чем дышат жители первых-вторых этажей? Особенно сейчас, когда каждый водитель прогревает свой автомобиль по 15 минут перед стартом.
Ещё хуже обстоят дела со строительством социальных объектов. Ну или того, что в Петропавловске является социальными объектами: торговых центров. В хронологическом порядке последних лет: ТЦ «Рахмет» имеет минимальное количество мест для парковки автомобилей, все они находятся вокруг здания, «City Mall» имеет исключительно внешнюю парковку, правда, достаточно большую, «Достык молл» имеет очень недостаточное количество парковочных мест и все они — снаружи… О подземных парковках или полностью отведенных под парковки первых этажах торговых центров в нашем городе ничего не слышали?
8 марта, центр города, автомобили посетителей «Достык молла» припаркованы на всех свободных в радиусе ста метров местах.
И это вам не какой-то мини-маркет, а огромный многофункциональный объект, который задумывался именно как место, где будет множество посетителей. Напомним, на подведение инфраструктуры к этому ТРЦ затрачены немалые бюджетные средства по госпрограмме поддержки бизнеса.
Стоило бы углубиться немного в историю и вспомнить, что здесь когда-то была площадь, на которой проходили ярмарки, концерты, строились ледовые городки и горки. Это место было рассчитано на большое количество людей, но не машин. В начале 2000-х площадь огородили, решили строить дворец бракосочетаний, что было совсем неплохой идеей, учитывая расположенный поблизости банкетный ресторан. Вскоре планы изменились и администрация города задумала построить уже не дворец бракосочетаний, а культурно-досуговый центр «Достык». Его так и не достроили, а в 2015 году долгострой продали с аукциона за 361 миллион тенге.
Да-да, здание в центре города и 0,8 гектара земли продали 10 ноября 2015 года за сумму едва превышающую 1 миллион долларов. Аукцион как раз совпал с резким скачком стоимости американской валюты: в ноябре 2015-го 1 доллар стоил 302 тенге, а в декабре уже 323.
История этой продажи имеет самое прямое отношение к тому, что в центре города с населением в 220 тысяч человек вдруг появились пробки. Тут сразу возникает вопрос, а есть ли у этого города главный архитектор? Скорее всего, есть. И не только тот, который занимает обозначенную должность, а кто-то слегка главнее. Тот, кто мечтает о компактном городе, но немного забывает, что строительство многоэтажных домов, торговых центров и всевозможных стадионов в исторических районах города делают уже после того, как решают все логистические и коммуникационные проблемы.
Малоэтажный Петропавловск не был рассчитан на быстрое строительство новых микрорайонов, а дополнительных транспортных артерий никто не сделал. Единственное глобальное решение последних лет, которое действительно разгрузило улицы города — это пробивка улицы Крепостной через Копай до улицы Ауэзова.
При продолжении многоэтажного строительства в микрорайоне «Жас Оркен» улица Жамбыла захлебнется уже в ближайшие годы…. А то, что в один из самых больших микрорайонов города — Рабочий поселок — до сих пор существует единственный путепровод, иначе как глупостью не назовешь. Особенно приятно, что этот мост нередко закрывают, чтобы расчистить от снега или подлатать, — в таком случае терпеливые водители города Петропавловска с умилением смотрят за работой дорожных служб. Ну, это я вру, конечно.
На начало 2021 года в Северо-Казахстанской области 155 382 транспортных средства. 122 224 — это легковые автомобили. И их количество постоянно увеличивается. Если учесть, что Петропавловск — это 40% населения всей области, то можно подсчитать, что в нашем городе около 60 тысяч транспортных средств всех видов.
По насыщенности автомобилями СКО занимает четвертое место среди регионов страны, уступая только столице, Алматы и Алматинской области. Согласно переписи населения Казахстана, размер средней семьи в стране — 3,5 человека. Это значит, что в почти в каждой семье в Северо-Казахстанской области есть автомобиль. А еще это значит, что количество парковочных мест при строительстве домов должно равняться количеству квартир в доме. Это, конечно, если вы хотите жить на парковке.
Вопрос о том, когда в Петропавловске появятся многоуровневые парковки — пусть не в существующих, но хотя бы проектируемых микрорайонах — остается открытым.
А что проект генплана Петропавловска? А давайте посмотрим. Вот перед нами эскиз микрорайона Копай, в котором, как говорил аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов, будут жить около 7000 человек. Предположим, здесь будет около 1600 автомобилей. Но на эскизе мы видим утопический микрорайон, жители которого очевидно решили на общем собрании отказаться от машин и наслаждаться зеленью.
Предлагаю считать открытым обсуждение проекта генплана, в котором что-то забыли.
Читайте также:
В Петропавловске планируют построить 4 новых моста через Ишим