На сегодняшний день в областном центре под опекой находятся 408 малышей и подростков. Девять растут в патронатных семьях, еще пять - в приемных, передает Павлодар-онлайн.
Встречу с родителями, которые не делят детей на родных и чужих, провели в Центре поддержки семьи. Здесь каждый мог открыто высказать свое мнение и поделиться проблемами.
Для этого вместе собрали приемных родителей, представителей госорганов, общественников и психологов.
- У каждого ребенка должен быть свой дом, - подчеркнула замакима города Светлана Гладышева. - И человек, которому он сможет протянуть руку, которого он сможет обнять. Сегодня здесь собрались люди, которые имеют прямое отношение к тому, чтобы у каждого ребенка такой человечек был. Это огромный труд, и только вы знаете, через что вы проходите. Наша задача, как местных исполнительных органов, - быть рядом с вами и оказывать поддержку.
На встрече выступила Салтанат Сипатилова - приемная мама и руководитель клуба "Равный равному", который действует почти шесть лет и объединяет более 350 приемных семей по всему Казахстану. Среди них - немало павлодарцев.
- Мы оказываем друг другу поддержку, делимся своими историями, трудностями, успехами, просим советы, скидываем важную информацию, встречаемся по возможности, проводим вебинары. В общем, это безопасное место для приемных родителей, где нет осуждения и где тебя поймут. И вот при общении в наших чатах у родителей возникают плюс-минус одинаковые вопросы, - объяснила Салтанат Сипатилова.
Один из главных вопросов, который обсуждали на встрече, - финансовая поддержка приемных семей. Как объяснила Салтанат Сипатилова, сейчас пособие на содержание ребенка составляет 10 МРП, размер пособия не менялся с 2011 года.
- Мы говорим не о том, что на тарелку супа не хватает. У приемных родителей есть работа, одеть и накормить ребенка мы всегда сможем. Но дети у нас непростые, у многих - хронические болезни, и мы не всегда можем ждать очередь, месяц-два, в поликлинику, поэтому идем к платным специалистам. Кроме того, у многих детей - педзапущенность. Мы отдаем их в кружки, водим к репетиторам. Хотим поправить осанку - записываем в бассейн. А теперь представьте, как изменились цены и сколько всего поменялось с 2011 года, - говорит Салтанат Сипатилова.
Недавно приемные родители написали письмо с просьбой повысить пособие с 10 до 30 МРП и собрали больше сотни подписей.
В свою очередь, региональный уполномоченный по правам ребенка Сауле Шакенева предложила местным исполнительным органам не дожидаться решения с республиканского уровня, а инициировать местные выплаты для приемных семей - ежеквартальные или полугодовые, привлечь меценатов и фонды.
Замакима города отметила, что для этого должна быть специальная бюджетная программа. После получения официального письма будут основания такую возможность рассмотреть.
Еще один острый вопрос - жилье. Многие дети-сироты годами стоят в очереди на квартиру.
- Сейчас мы получаем на содержание ребенка школьного возраста 10 МРП - около 36 тысяч тенге, на дошкольника - 9 МРП. Эти деньги мы называем опекунские. Сумма небольшая, поэтому, родители собрали больше 100 подписей с просьбой рассмотреть вопрос о повышении выплат до 30 МРП. Детей же нужно не только кормить и одевать, у них есть и другие потребности. А в городе кружки сейчас дорогие, даже нам, а мы живем в Баянаульском районе, каждая поездка в районный центр, чтобы отвезти детей на танцы, на кобыз в музыкальную школу, обходится в 5000 тенге, - рассказала приемная мама Зура Жусупбаева. - Второй вопрос - жилье. Очередь двигается медленно. У меня не такой большой опыт, я приемный родитель всего 14 лет, а есть родители, у кого дети уже взрослые. Только что один папа рассказал, что его дочери 24 года, а она тысячная в очереди и получит квартиру годам к 40.
Сама Зура вместе с супругом воспитывает шестерых детей, трое из них - "рожденные сердцем".
Семья Жусупбаевых живет в 250 километрах от Павлодара, в селе Каражар. Зура преподает школьникам русский язык и литературу, а еще ведет искренний и теплый блог о детях, буднях приемной семьи, о простых радостях и тревогах, которыми живет маленький аул на 200 жителей.
Много лет назад семья пережила утрату - болезнь унесла жизнь новорожденного сына. Это стало отправной точкой. Со временем супруги решились взять ребенка из детского дома. Малышу было всего 8 месяцев. Они не искали замену, но нуждались в ребенке.
Спустя несколько лет - перед самым локдауном - решились взять в семью девочку, двухлетнюю Жансаю. А затем забрали и десятилетнюю Любу. С подростком было сложнее всего. Потому что раньше спокойные дети вдруг превратились в "банду", которая может поджечь дом или утащить чужих котят.
- Трудности были не столько с Любой, сколько со всеми детьми сразу. Они вдруг поняли, что могут объединяться для шалостей. И когда у тебя трое буйных детей, становится непросто, - признается многодетная мама. - Люба с нами уже три года, и она абсолютно наша. Сейчас она в лагере, но когда получает телефон, пишет в семейный чат.
Себя Зура называет монстро-мамой. Она много переживает и контролирует, но не потому что дети приемные, а просто потому что - младшие.
- Психологи говорят, нужно ровно столько же лет на адаптацию, сколько ребенок провел в детском доме. Наша Люба провела в детском доме пять лет. То есть мы, наверное, до сих пор в адаптации, - замечает Зура.
Семья не скрывает от детей, что они приемные. Зура считает, что лучше, если ребенок услышит правду от родителей, чем от посторонних. Первые восемь лет женщина жила в страхе: боялась, что кто-то расскажет сыну, что он приемный, что кто-то его обидит. Только перед появлением в семье Жансаи родители решились на откровенный разговор.
- Есть такой мультик "Кунг-фу Панда". Да и вообще, оказывается, много мультфильмов про приемное родительство. Все это удивительно легко ложится на детскую психику. Мы, взрослые, больше паникуем. Я это уже потом поняла, - говорит Зура.
Сейчас, чтобы усыновить или взять ребенка под опеку, павлодарцам необходимо пройти школу приемных родителей (ШПР). Без сертификата о ее прохождении доступ к базе детей-сирот закрыт. Остальные документы, по словам Зуры Жусупбаевой, собрать не так сложно. Процесс занимает около недели. К примеру, от вас потребуется будет справка о доходах и медицинская справка из поликлиники. Часть справок можно получить через Еgov .
- Мой муж Есен очень не любит, когда наши гости начинают уделять младшим особое внимание: "Ой, бедные сиротки". Они наши - прекрасные, веселые, шебутные, хулиганистые местами младшие. Наши старшие дети воспринимают их как своих брата и сестер, - говорит Зура.
В их семье один ребенок усыновлен, второй находится под опекой, третий - на патронате, и за жизнью каждого из них ведется контроль со стороны государства. Как и все приемные родители, они регулярно сдают отчеты, поддерживают связь с соцпедагогом школы и органами опеки.
- Есен всегда говорит, что нужно еще лет 20, когда они вырастут, станут самодостаточными, взрослыми, самостоятельными людьми. Если они придут к нам со своими детьми и скажут, вот родители, нянчитесь с внуками, тогда значит, мы все сделали правильно, - откровенно говорит Зура Жусупбаева.
На встрече в Павлодаре она поделилась своим опытом с другими родителями, вместе они обсудили проблемы и трудности приемного родительства. Участники круглого стола не скрывали: решившись принять ребенка в семью, не стоит надевать розовые очки. Будет непросто, будет адаптация, сомнения и подростковые протесты. Но для того и проходят школу приемных родителей, чтобы знать, к чему быть готовым.
Напомним, в прошлом году в Павлодаре организовали фотопроект "Чужих детей не бывает". На снимках - приемные семьи с детьми. Их фотографии планировалось разместить в торговых центрах, поместив на изображения QR-код, с помощью которого можно будет узнать историю каждой конкретной семьи. Также ровно год назад павлодарцам рассказали об инициативе создать профессиональные приемные семьи.
Комментарии