Омичи все чаще предпочитают онлайн-магазины, вспоминая о торговых комплексах в крайних случаях. Экономисты призывают рантье менять подходы.

Шопинг на бегу

В последние месяцы собственники массово выставляют на продажу омские торговые комплексы: «Арбат», «Оазис», «На Бархатовой». Но желающих приобрести эти объекты не нашлось. Очевидно, прослеживается тенденция к сокращению числа ТЦ по целому ряду причин. Так, по данным Омскстата, за 9 месяцев нынешнего года жители региона купили товаров в супермаркетах на 342 млрд рублей. Оборот розничной торговли составил 40,7 млрд рублей. Из этой суммы 17,5 млрд рублей пришлось на продукты, на остальные товары – 20,7 млрд рублей. При этом совокупная выручка магазинов в сентябре впервые снизилась.

Зато пунктов приема заказов маркетплейсов, наоборот, становится все больше. Нередко можно наблюдать картину, как омичи буквально выстраиваются в очереди, чтобы забрать приобретенный онлайн товар.

«Омск-информ» выяснил у горожан, какие формы торговли они предпочитают. А эксперты рассказали, стоит ли ждать в будущем вымирания ТЦ.

Торговые комплексы, куда мы заглянули, в будни, даже по вечерам, пустовали. Толп покупателей не наблюдалось ни в «Триумфе», ни в ТЦ «Омский», ни в «Каскаде». Небольшое скопление посетителей оказалось на фудкортах и в зонах развлечений. В остальном же затишье, не нарушающее покой бдительной охраны.

Основные гости торговых комплексов в будни – семьи с детьми, пенсионеры и молодые пары. Посетители в большинстве своем стараются сократить пребывание в ТЦ, по максимуму сэкономив время.

Омичка Ирина забежала купить зимние вещи в ТК «Триумф» для своей 10-летней дочери  Полины.

Гостья ТЦ «Каскад» Лариса Петрова также отмечает, что торговый комплекс рядом с домом очень пригождается, когда надо приобрести что-то «по-быстрому». А маркетплейс выручает при покупках «вдолгую».

Тогда как посетительница ТЦ «Омский» Ольга Черкасова из Седельниковского района призналась, что предпочитает «живой» шопинг.

Часть гостей используют торговые комплексы как места для встреч. Так, Виктория и Дмитрий решили прогуляться по ТК «Триумф» вдвоем. Первые зимние морозы не способствовали свиданиям на улице.

Молодой человек Андрей Миллер уточнил, что прилетел в Омск в командировку из Екатеринбурга. Он назначил встречу в ТРЦ «Каскад».

Но в основном покупатели забредают в супермаркеты, обходя  многочисленные бутики с одеждой и детскими товарами стороной. Пенсионер Иван Приходько в 94 года активно охотится за скидками. Опираясь на тросточку, омич бодро катит продукты в тележке по обледенелой дороге к остановке бесплатного автобуса.

ТЦ стали дополнением маркетплейсов?

Таким образом, можно понять, что большинство омичей как-то незаметно прикипели к маркетплейсам. И заходят в ТЦ в случае крайней необходимости. Поклонников «живого» шопинга остается все меньше. Но в их числе, конечно, люди старшего поколения.

Судя по всему, торговые комплексы плавно переходят в разряд магазинов «у дома», где можно закупиться «по-быстрому» продуктами и товарами первой необходимости, а также приобрести одежду и обувь, которую не все омичи еще готовы «выписывать».
Даже «попутные» развлечения в ТЦ постепенно остаются не у дел. У омичей уже нет времени на продолжительный досуг.

Вряд ли «живая» форма торговли себя окончательно изживет, но, однозначно, в ближайшее время таких объектов станет в разы меньше.
А онлайн-торговлю, безусловно, ждет развитие и совершенствование. И торговым комплексам, если они хотят продолжить работать, а не пустовать, как сейчас, придется встраиваться в новую систему.

Экономисты по-разному видят дальнейшую судьбу этих двух форм торговли. Доцент кафедры «Экономика и организация труда» ОмГТУ, кандидат экономических наук Максим Мизя объяснил снижение числа торговых комплексов стремлением производителей или продавцов уменьшить расходы.

В-третьих,  по словам эксперта, сказался экономический фактор – повышение ключевой ставки ЦБ до 15 % привело к фактическим ставкам по кредитам для малых предприятий в 17–20 %. Торговые предприятия имеют существенную долговую нагрузку, так как товар, лежащий на полках, закупается в кредит.

Эксперт убежден, что торговые комплексы не исчезнут, они станут своеобразными мультисервисными точками притяжения.

Завкафедрой «Финансы и учет» Омского филиала финансового университета при правительстве РФ Сергей Евсеенко связал взлет интернет-торговли с воздействием на массовое подсознание человека. Он встревожен ситуацией.

По словам экономиста, торговые комплексы ждет коллапс, если их владельцы не станут подстраиваться под предлагаемые обстоятельства – в частности, не снизят арендную плату. 

По мнению эксперта, такое положение дел приводит к последствиям, о которых никто не думает. В частности, к росту армии маргиналов из числа покупателей, доставщиков готовой продукции и так называемых «лишних людей».

Однако собственники и топ-менеджеры торговых комплексов считают, что с маркетплейсами можно и нужно сотрудничать. Директор ТЦ Festival City Елена Леонова подчеркнула, что ситуация с арендаторами стабильная: появляются новые, расширяются действующие. Трафик посетителей вернулся к допандемийным показателям.

И действительно в торговых комплексах все чаще открываются пункты приема заказов. Тем самым маркетплейсы притягивают гостей в ТЦ.

Собственник ТД «Любинский» Иван Шиманов убежден, что «живой» шопинг экономит время и деньги.

Предприниматель напомнил, что большинство «живых» магазинов реализуют свои товары в том числе и через маркетплейсы. Это больше характерно для торговых точек федеральной сети.