Порой даже самый благополучный и послушный подросток вдруг может заявить маме — не трогай меня, отстань. Мама в этот момент испытывает самые противоречивые эмоции. Что она сделала не так? Почему её любимый ребёнок вдруг проявляет такую холодность или даже агрессию? Эти и другие моменты одного из самых трудных этапов в жизни семьи мы обсудили со специалистами отдела «Пеликан» МБУ Центр «Родник» — начальником отдела и семейным психологом Мариной Михайловой и методистом, психологом высшей категории Галиной Тайгуловой.
«Родителям нужно оборвать психологическую пуповину»
Достаточно часто родители могут услышать от подростка: «Отстань!». По словам Марины Михайловой, используя эту фразу, ребёнок обозначает свои границы, желание побыть наедине со своими переживаниями. В этот период подросток может закрывать дверь или даже хлопать ею, тем самым защищая свою территорию.
«Мама думает, что её ребёнок будет всегда послушным, но так не будет всегда. В какой-то момент надо перейти на партнёрские отношения. Понять, что он не третья рука мамы, а самостоятельная личность. Авторитарные и попустительские отношения ни к чему хорошему не приведут. У ребёнка есть своя территория, свои зоны, предпочтения, но родители часто не понимают этого», — пояснила Марина Михайлова.
Когда подросток говорит «Не трогай меня!», родителям надо понимать: не обретя свой опыт принятия ответственных решений и не совершая ошибки, он не сможет перейти на этап взросления.
«Как говорит Эрих Фромм, долг родителей — к 18 годам оборвать психологическую пуповину, которая связывает вас с ребёнком, чтобы он пошёл в самостоятельную жизнь. Если родители не могут позволить подростку пережить собственный опыт, то ему приходится отстаивать свои границы и территорию», — добавила психолог.
Часто семьи не осознают, что подростковый период — это время кризиса. У ребёнка наблюдается снижение продуктивности и способности к учёбе даже в той области, в которой он одарён. Подросток как бы отталкивается от среды. Он враждебен, склонен к ссорам. Одновременно он испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству и самоизоляции.
У этого возраста есть как отрицательные, так и положительные стороны. Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, человек удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. У ребёнка не просто возникают уверенность в себе и способность полагаться на себя, но и формируются схемы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
«В сознании подростков нет будущего»
Методист Галина Тайгулова напомнила, что во время полового созревания всё очень быстро меняется. Подростковый период — это резкая смена всей системы переживаний, её структуры и содержания. По словам психолога, ребёнок в это время похож на краба, с которого сняли панцирь, и он хочет залезть куда-то подальше и не выходить, пока не обрастёт новым.
Для подростка приоритетом становится группа сверстников. В ней происходит его социальное созревание, она помогает отточить навык грамотного взаимодействия с другими людьми. Так ребёнок социализируется, взрослеет.
«Могут быть и такие изречения в адрес подростка — я тебя родила, столько в тебя вложила, ты теперь должен мне. Подобные высказывания в подростковом возрасте вообще не работают, — подчеркнула эксперт. — Только чуткость и внимательность родителей и в целом окружения помогут человеку без потерь пройти этот возраст».
Специалисты отмечают, что в подростковой среде растёт число случаев самоповреждения вплоть до критических и фатальных. Это сегодня одна из самых болезненных тем.
«Очень аккуратно нужно комментировать внешность подростка. В переходном возрасте они сами себе не нравятся, руки у них не те, нос не такой. Поэтому любое замечание может стать спусковым крючком для самых необдуманных поступков», — обращает внимание на деликатную проблему Марина Михайлова.
Педагогам и родителям, заметившим у ребёнка стремление себе навредить, нужно обязательно привлечь специалиста. В Новосибирске работает центр психолого-педагогической поддержки молодёжи «Родник». Это бесплатная городская служба помощи подросткам в кризисных ситуациях. В каждом районе есть отделы центра, где приём ведут педагоги-психологи и социальные педагоги.
Марина Михайлова уверена, что родителям не стоит держать ребёнка сложного возраста на «строгом, коротком поводке».
«Но родители ещё полбеды. Свою лепту вносят и педагоги — иногда в непростых ситуациях они становятся провоцирующим фактором. Если у подростка в этот момент проблемы в семье, в учёбе, то надо быть очень аккуратным. Не навреди — главное правило не только для врачей, но и для педагогов», — подчёркивает эксперт.
«Не все должны быть юристами или айтишниками»
Ещё одна важная тема для сохранения психологического здоровья молодого поколения — это сдача ЕГЭ. Нельзя отрицать факт, что среди родителей есть те, кто требует высоких оценок, а дети не могут ослушаться. Такое поведение психологи называют родительскими проекциями. Взрослые, которые чего-то не достигли сами, хотят, чтобы их ребёнок был максимально успешным. Они как бы реализуются в своих детях.
Из-за ЕГЭ у некоторых школьников могут возникать серьёзные проблемы со здоровьем. По словам Марины Михайловой, особенно это касается тех, кто учится в гимназиях и лицеях.
«Однажды я консультировала школьницу, которая очень хорошо училась и хотела поступать в Санкт-Петербургский университет. На ЕГЭ она сдавала историю. А это очень объёмный материал. И где-то в апреле, за месяц до начала экзаменов, девочка сошла с рельсов. Лежала, смотрела в одну точку, отказывалась есть и ходить в школу. Выгорание было очень сильное. „Собирали“ её при помощи уколов витаминов и специальных релаксирующих упражнений», — рассказала психолог.
Часто родители рассматривают карьеру ребёнка только по вертикали. Но, по словам Галины Тайгуловой, от этих штампов и стереотипов необходимо избавляться.
«Дети разные, и не все должны быть учёными, юристами или айтишниками. Родителям надо понять, что, если их ребёнок, например, может стать прекрасным механиком и у него к этому есть все данные, он трудолюбивый, руки хорошо работают, наверное, не стоит толкать его на юриста», — рассудила методист.
Из-за этого иногда даже случаются трагические истории.
«Родители сначала сами должны повзрослеть»
В центре «Родник» есть программа для родителей и подростков «Взрослеем вместе». Акцент в ней делают на те семьи, где папы и мамы ещё сами не повзрослели. Психологи повышают их компетенции и расширяют функции. «Взрослые должны оставаться взрослыми и быть опорой для детей до 16-18 лет», — говорит Галина Тайгулова.
Родители приходят на консультации с самыми разными вопросами. Одни не знают, что делать с застенчивостью подростка, другие — с агрессией, третьи — с тревожностью. Психологи отмечают, что в возрасте до восьми лет, а иногда и позже, ребёнок — это зеркало семьи. Известный новосибирский психиатр Цезарь Петрович Короленко утверждал, что все аддикции у человека формируются до трёх лет. Потом, когда в подростковом возрасте он курит или выпивает, родители бегут с вопросами — что делать?
«Нужно понимать, что большинство проблем растут из семьи. Можно снять агрессивность или убавить тревожность ребёнка, но если в семье не изменятся паттерны поведения, всё это опять вернётся», — предупредила Марина Михайлова.
Поделиться информацией для публикации в новостях можно на WhatsApp