К своему восьмому годовому отчету Анатолий Локоть подходит с крайне сомнительным бэкграундом. Взявший в 2014 году в свои руки Новосибирск, мэр за восемь лет превратил город в провинциальную деревню, о которой вспоминают, только чтобы посмеяться над восьмиконечной зеленой снежинкой или выборами обезьяны символом города, которые еще и попытались сфальсифицировать
Испанский стыд, чувство неловкости, которое наверняка испытывают многие новосибирцы за действия мэра и мэрии города, — это теперь главная и порой единственная эмоция, объединяющая всех горожан вне зависимости от профессии, должности, возраста, достатка и политических предпочтений.
Момент, когда Локоть из волшебника, от которого все ждали чуда, превратился в дешевого фокусника, наступил как-то неожиданно. Причем как для политически неискушенных новосибирцев, так и для истеблишмента это произошло одновременно. В 2018 году, в разгар губернаторской гонки, когда Локоть считался главным и основным конкурентом для тогда еще врио губернатора Травникова, на премии НГС Анатолий Евгеньевич произносит ту самую знаменитую речь про кокаин. Не сказать, что мэр до этого на официальных и не очень мероприятиях не шутил. Но в этот раз что-то пошло не так. Разница между «шутить смешно» и «быть смешным» колоссальная! Гуляющее по сетям видео, воспринятое мэром и его окружением как классная вирусная реклама, сыграло с Локтем злую шутку. Рядовым новосибирцам тогда первый раз стало стыдно за своего мэра.
Следом, буквально через неделю, последовало политическое разочарование. Громко и бескомпромиссно начатая Локтем губернаторская избирательная кампания закончилась пшиком. «Народный» кандидат сдался на глазах изумленной публики. Причем когда в процессе выяснилось, что Локоть изначально блефовал, чтобы выторговать себе спокойное переизбрание в кресло мэра, не по себе стало даже его приближенным. Некогда оппозиционный «красный» мэр, избравшийся на волне народного протеста, окончательно превратился в конформиста.
С тех пор Анатолий Евгеньевич стал терять популярность с ошеломляющей скоростью. А антирейтинг его рос с каждым очередным выступлением градоначальника. Все начало превращаться в цирк!
Резкая смена образа Локтя в глазах новосибирцев стала очевидна всем, кроме него самого. Анатолий Евгеньевич продолжал жить в своих фантазиях, где его все любят, все ему прощают, уважают и боятся. А ближайшее окружение вместо того, чтобы вернуть своего шефа в реальный мир, наоборот, только расставляли все новые и новые декорации в этой выдуманной реальности.
Легенда, работавшая в начале первого срока: «что, мол, мэр старается исправить понаделанное его предшественниками, ему тяжело, но скоро все будет хорошо» перестала работать. Но в «красной мэрии» этого не понимали (или не хотели понимать). В итоге все те же лозунги, что и пять лет назад: «Команда Локтя», «Новосибирску — динамичное развитие» и прочие коммунисты подняли вновь, чем знатно повеселили горожан. Соблазн в таких условиях составить реальную конкуренцию Локтю на выборах мэра был у многих новосибирских политиков. Но пресловутый пакт не дал этого сделать. Анатолий Евгеньевич всякий раз, как чуял угрозу, бегал жаловаться губернатору или главному коммунистическому боссу в Москву, ссылаясь на договоренности. Смотреть на это было грустно. В Новосибирске (да и не только) все знают: считаются только с сильными. Слабых максимум могут пожалеть. Именно жалость к себе позволила Локтю переизбраться в ходе самой сухой и скучной электоральной кампании, где явка пробила дно. Только чуть более 10% новосибирцев пришли тогда поддержать Локтя, еще столько же пришли за остальных кандидатов, почти 80% горожан те выборы проигнорировали.
Правда уже через год избиратели отреагируют жёстче. На выборах в горсовет и законодательное собрание «команда Локтя» получила ощутимые потери. Практически все приближенные Анатолия Евгеньевича не переизбирались депутатами, фракции КПРФ в обоих парламентах сократились.
Потом так вообще случилась уникальная для современной России ситуация: в Новосибирске была попытка запустить процедуру отзыва мэра со своего поста. В условиях жестких ограничений инициаторам удалось сначала организовать собрание более чем полутора тысяч новосибирцев, необходимое по уставу для объявления импичмента главе города. А затем и собрать в свою поддержку необходимые 60 тыс. подписей. Примечательно, в этом всем то, что даже оставшиеся немногочисленные сторонники Локтя, оскорбляя организаторов, выдумывая небылицы про «мотивацию» горожан, поддерживающих инициативу отзыва, не отрицали многочисленности протеста!
Полную площадь людей, а затем очереди на сборных пунктах и волну в соцсетях трудно было не заметить. Остановить народную люстрацию помогло вмешательство вертикали, которая боится движений масс снизу. Сомневаюсь, что системе так дорог был Локоть. Скорее, там побоялись прецедента, что если позволить подобному состояться здесь, то и в других городах могут попробовать.
Но вся эта история доказала: соглашательство, неэффективность и клоунада нынешнего мэра новосибирцам уже сильно надоела.
Все нелепые высказывания Анатолия Евгеньевича и созданные на их основе шутки с мемами, ушедшие в народ за последние годы, и не сосчитать. Но даже оглянувшись на несколько месяцев назад, диву даешься, насколько же можно так не уважать свой город, своих земляков, да и самого себя, чтоб творить такое. Перечисляю некоторые факты.
Пока Красноярск, Челябинск и другие получают деньги на развитие метро, мэр говорит на совещании у губернатора, что документы готовы и сданы в госэкспертизу. А потом оправдывается уже несколько месяцев, что его не так поняли.
Установку бюста Сталина в новосибирском обкоме КПРФ иначе, как бессовестным плевком в исторические раны, не назовешь.
Пока летом в городе в полный рост была четвертая волна пандемии, мэр собирает почетных горожан в ДКЖ и шутит про «вынужденный маскарад».
Пока ближайшие соседи полностью обновили парк общественного пассажирского транспорта, мэрия восхищается разукрашенными старыми трамваями.
Локоть одним росчерком пера ликвидирует парковки на Вокзальной магистрали. Но спустя немного времени делает исключение для уважаемых людей из РЖД.
С горем пополам выпрошенные деньги у региональных властей на ремонт дорог фактически выбрасывает на ветер, укладывая асфальт в снег.
Мэр отказывается признавать плохую уборку тротуаров от снега, ссылаясь на уменьшающиеся обращения в травмпункты.
В день, когда совет депутатов принимает основной документ — годовой бюджет города, мэр улетает за бюджетный счет в Северодвинск, спускать на воду подводную лодку «Новосибирск». Не ветераны-подводники, не новосибирские кадеты, а мэр.
Постоянно говоря о нехватке денег в городской казне, отзывает исполнительные листы, отказываясь таким образом взыскивать сотни миллионов рублей с должников за аренду муниципальной земли.
А некоторое время спустя едет торжественно встречать символ новогодней столицы России — снежинку! При этом сам город утопает в горах неубранного снега. Строит для снежинки отдельный дом, пока новосибирцы замерзают в своих домах от порывов теплотрасс, а в аварийных, не расселенных мэрией, топят буржуйки с риском для жизни.
Причиной новогодних автомобильных аварий на скользких ледяных дорогах называет «праздничное настроение». Во время очередной волны вони, накрывшей Новосибирск, Локоть, никого не стесняясь, получает звание ветерана труда!
И самая свежая и самая показательная история — победа орангутанга Бату (затем аннулированная) в конкурсе на звание талисмана новогодней столицы России, прославившая наш город уже теперь на весь мир. Без комментариев.
И в завершение. Справедливости ради, не все вышеперечисленное можно отнести лично к мэру, есть инициативы или бездействие его профильных заместителей и подчиненных, но все вопросы всегда к командиру, и это позорная история. Очень второсортное цирковое представление, которое нас продолжают заставлять смотреть.
Из-за низкого авторитета городской власти разрушается престиж муниципального служащего (известно, что сотрудники мэрии увольняются целыми отделами), происходит дискредитация самих выборов, появляется постоянно раздражающий фактор для областного руководства, оказывается крайне негативное влияние на низкие оценки эффективности управления регионом в целом, что и показали итоговые федеральные рейтинги за 2021, где наша область заняла последние места. Все это, к сожалению, открывает прямой путь управления городом со стороны губернатора.
14 февраля Локоть, отчитываясь перед горсоветом, будет просить всех продлить абонемент в этот цирк еще на год. Второй год подряд я ему откажу в этой просьбе. Уверен, что таких как я, будет уже много. Нас станет больше. Но пока большинство не наберется смелости, цирк никуда не уедет.
Игорь Украинцев