Ассоциация муниципальных образований Иркутской области обсудила проект федерального закона о местном самоуправлении уже после того, как он прошел первое чтение
При этом в региональном правительстве признали, что «законопроект вызывает массу вопросов у муниципального сообщества».
«Предлагаемый законопроект должен обеспечить эффективность местного самоуправления, устранить разрывы, несогласованность между региональной и муниципальной властями. По сути, он направлен на централизацию власти, при этом главы городских округов за свою деятельность будут нести еще большую ответственность. Однако, к законопроекту в целом есть ряд замечаний, много вопросов. Его необходимо дорабатывать, вносить конкретику», — заметил мэр Иркутска Руслан Болотов («ЕР»).
175312
Собрание ассоциации консолидировано решило, что проект «необходимо доработать».
В законопроекте необходимо четко прописать полномочия муниципалитетов и региональной власти, отметили в мэрии Иркутска. Местные власти также подчеркнули недоработки «в части четкости и согласованности ключевых понятий закона»: «Это может привести к разногласиям в трактовке отдельных статей закона».
25 января Госдума приняла в первом чтении законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который внесли депутат Павел Крашенинников и красноярский сенатор Андрей Клишас (оба — «Единая Россия»). Они решили избавиться от двухуровневой системы местного самоуправления, ликвидировать сельские власти и урезать полномочия муниципалитетов.
Документ поддержали «ЕР», ЛДПР и «Новые люди». КПРФ и «Справедливая Россия-За правду» выступили против документа. Законопроект единороссов угрожает безопасности страны, считает оппозиция и Земский съезд независимых депутатов.
1. Ликвидируются сельсоветы, у которых пока есть собственные администрации и советы депутатов (решения могут коснуться и малых поселений, и относительно крупных муниципалитетов). Таким образом, прямых выборов депутатов станет гораздо меньше, а вопросы местного значения будут решаться только на уровне городских или муниципальных округов.
(Но это, в частности, уберет возможность формировать райсоветы без прямых выборов — через назначение сельских депутатов в районные советы, как это было сделано с подачи единороссов в некоторых районах Новосибирской области).
2. Сейчас существует три модели выборов мэров городов и районов, если они обладают полномочиями главы администрации: прямое голосование жителей, выборы из состава советов депутатов и назначение депутатами одного из кандидатов, представленных конкурсной комиссией, половину которой формирует губернатор.
Законопроект оставляет «конкурсную комиссию» только для назначения сити-менеджеров (руководителей администраций без статуса главы города). Для кандидатов в мэры третья модель меняется — их сможет представлять лично губернатор. Модель выборов устанавливают региональные парламенты, подавляющее число которых подконтрольно единороссам.
3. Губернатору дается право «вынести предупреждение» и «объявить выговор» главе муниципального образования за «ненадлежащее исполнение обязанностей». Что под этим понимается, неизвестно. Мэр может быть отстранен советом депутатов или через суд по инициативе губернатора.