Правозащитница Анна Тажеева говорит, что у нее 1 сентября нет свободной минуты — постоянно идут обращения от родителей школьников — с началом очередного учебного года очередные вечные проблемы — главным образом, сбор средств на различные нужды.
Милана из Красноярска только отправляет ребенка в первый класс. И уже сейчас столкнулась с двумя проблемами, рассказывает она Тайге.инфо. Первая — транспортная — расстояние до школы №39 несколько километров, но с автобусами сложности. А вблизи, по ее словам, растут новые жилые комплексы, удаленные от учебного заведения еще больше.
«Выделили, как я поняла, четыре автобуса школьных, но это чисто для детей с ограниченными возможностями. Мой дом находится от школы в 4,5 километров, но есть и дальше дома — у нас отдаленный район, получается, — поясняет женщина. — Обычные автобусы — у нас ходит всего один маршрут».
Анна Тажеева говорит, что по нормам СанПиН транспорт должен организовываться, если расстояние от домов до школ превышает 500 метров, в условиях стесненной городской застройки — 800 метров: «В данной ситуации автобус был в прошлом году, в этом году его отменили по неизвестным причинам. Я как правозащитник считаю, автобус должен быть организован, тем более, сейчас идет борьба с насильниками, педофилами и прочие вещи. Сохранность жизни детей здесь кладется на одну чашу весов, на другую — автобус. Муниципалитет должен изыскать средства и организовать автобус для подвозки детей в школу, потому что, насколько мне известно, там расстояние очень большое».
Ответственность за организацию транспорта несет муниципалитет, комментирует правозащитница: «Муниципалы за все это отвечают. Можно и к мэру обращение [написать]. Я бы рекомендовала родителям везде написать обращения. Тем более, видео дороги они сняли — дорога там действительно непростая, с переходами больших улиц, первоклассникам, семилеткам, тяжело будет остаться в целости и сохранности, и в дождь и в снег преодолевать этот путь».
По словам Миланы, в классе собирают по 1350 рублей на рабочие тетради, а еще родители опасаются, что им не хватит учебников — якобы закупили меньше, чем набрали детей в первые классы.
«Все начали сдавать [деньги], я вчера отнесла заявление [директору], чтобы предоставили рабочие тетради. Секретарь [директора] мне сказала: неужели вы не можете купить сами? Я говорю: ну не у всех есть, допустим, финансовые возможности, тем более, по закону они должны предоставляться бесплатно. На что секретарь мне сказала: это всего лишь ваши амбиции», — рассказывает она.
Мама ребенка утверждает, что, со слов учителя, тетради не входят в учебно-методический комплекс (УМК), при этом по ним будут даваться домашние задания, что, как полагает родительница, является нарушением. Она хочет добиться, чтобы тетради предоставили всему классу без оплаты.
Тайга.инфо попыталась получить комментарий у директора школы Людмилы Тришиной. Но услышав, что звонит журналист, та ответила, что у нее нет времени на общение.
Проблема сбора средств на покупку рабочих тетрадей довольно распространенная. Ее удалось решить другой собеседнице Тайги.инфо. Ребенок Натальи учится в школе №172 Зеленогорска. Она отказалась сдавать деньги в прошлом учебном году на рабочие тетради, написала заявление директору школы, в минобр, обратилась в прокуратуру.
В ответе из школы (есть в распоряжении редакции) заявительнице сообщили, что предоставить тетради не могут по ряду причин: их нельзя использовать повторно, невозможно поставить на библиотечный учет, они являются индивидуальным пособием ученика.
В документе сообщается, что школа покупает учебники, а тетради «приобретаются родителями только при их согласии». «Если родитель считает, что рабочая тетрадь ученику не нужна, то учитель работает с данным учеником по учебнику, индивидуальному плану и индивидуальным заданиями и электронным средствам обучения», — говорится в ответе за подписью директора учебного заведения Олега Аладко.
В минобре региона женщине заявили (документ есть в распоряжении редакции), что использование рабочих тетрадей в 2021/22 году в их классе не планируется. А на основании представления городской прокуратуры «за инициирование и организацию приобретения рабочих тетрадей на печатной основе» к дисциплинарной ответственности была привлечена классный руководитель.
Общественница Анна Тажеева говорит, что это «отвратительно», что мы 1 сентября обсуждаем разборки вокруг рабочих тетрадей. По ее словам, ежедневно к ней с вопросами о сборах в школах обращаются по три-пять человек.
«Разные абсолютно города [обращаются] — от Бурятии до Ставропольского края. Всплеск — сентябрь. На 1 сентября очень много обращений я получила по рабочим тетрадям, — рассказывает Тажеева. — Рабочие тетради, вообще, если честно, набила оскомину повторять, как предыдущий министр образования транслировала с 2015 года, что регионы снабжаются на покупку этих рабочих тетрадей, учебников, которые входят в федеральный перечень. И если школа включила в учебно-методический комплекс, школа обязана предоставить эти рабочие тетради. Не надо пытаться найти лазейки, что это единоразовый материал и так далее. Если в УМК нет рабочих тетрадей, мы их не используем. Дома по любым методичкам, хоть по профессорским, вы занимаетесь. И не надо мухлевать с этими моментами — пытаться с родителей деньги собрать. Образование [бесплатное] у нас, согласно статье 43
При этом, подчеркивает правозащитница, в школах не могут требовать никаких денег — ни на ремонты, ни на охрану, ни на мебель, ни на содержание здания — учебные заведения финансируются из бюджетов. Образование ребенку гарантируется бесплатное. А ответственность за подобные инициативы должен нести директор.
Наталья из Зеленогорска рада, что добилась отказа от использования тетрадей, учитель перед новым учебным годом сообщил, что пособия раздадут тем, кто их купил и использовать они их будут дома самостоятельно. Но тут же родительский комитет (родком) предложил скинуться на нужды класса — сумма в общей сложности набегает немаленькая. У Натальи вновь возникли вопросы.
«Якобы нужно сдать по 1000 рублей на туалетную бумагу, бумагу для принтера и на какие-то там непредвиденные расходы, на подарки детям, допустим, на учебный год. Я посчитала: 26 детей — 26 000. Куда вообще эти деньги? Я говорю — всё это выделяется, я готова сдать детям на подарки рублей 200. Как вот они им на 1 сентября подарили блокнотик с ручкой по 46 рублей. По факту — если будет где-то какой-то праздник, я готова детям на чаепитие или еще на что-то скидываться», — рассказывает женщина. Ее позиция привела к конфликту.
По наблюдениям Натальи, активно ей противостояли всего пять человек. Но к концу дня 1 сентября, похоже, другие родители создали новый чат, куда Наталью не добавили, предполагает она. Подобные ситуации в школах не редкость.
Деньги «на нужды класса» расценивают именно как «поборы» довольно часто. По свидетельству Тажеевой, есть возмущенные родители и в школах Новосибирска. При этом в администрациях учебных заведений могут, не стесняясь в выражениях, обвинять недовольных родителей и инициативные родкомы.
Помимо «мелких» трат на туалетную бумагу и одинаковые ручки для класса собеседники Тайги.инфо рассказывают еще об одной статье расходов — пополнении «фондов» школы. Такое практикуется, например, в гимназии №7 Новосибирска.
«В начале года подписываешь договор и должен в течение года эту сумму перевести. Если не перевёл, начинается тряска. Сумму, сам решаешь какую», — рассказывает один из родителей.
Семья указывает подъемную для них сумму, и подчеркивает, что никакой проблемы в этом не видит. Случаев отказа других родителей собеседник Тайги.инфо также не знает.
Фонд, о котором речь, судя по документам на сайте школы, официально зарегистрированное общественное объединение, и он публикует отчеты о расходах. Например, в данных за 2019 год указано, что средства тратились на покупку строительных материалов, электротоваров, оплату охраны, концертов филармонии для учащихся, покупку дневников с логотипом гимназии, информационные и рекламные услуги, торжественные мероприятия и прочее. Более всего — свыше 1,5 млн рублей — потрачено на услуги сторонних организаций, в том числе на ремонтно-строительные работы. Всего пожертвований было около 3,5 млн рублей.
Обычно сдавать деньги на дополнительные нужды родители, судя по их рассказам, привыкают еще с детского сада, возможно, отчасти поэтому сообщение о том, что надо что-то докупить в школу, мало для кого становится новостью и воспринимается как норма.
Из нескольких опрошенных Тайгой.инфо новосибирцев никто не увидел проблемы со сдачей денег на класс, все они называли суммы до 1000 рублей. «Адекватные расходы, чаще дичь происходит из-за родителей», — резюмировал один из них.
Яна Долганина