Как сибирские ритейлеры справляются с дефицитом кадров – опыт сети «Быстроном»

2021-09-01 08:00:49
Источник: https://tayga.info/171122

В последние два года конъюнктура рынка труда в ритейле сильно изменилась: усилилась конкуренция торговых сетей, появилась масса предложений удаленной работы, и, как следствие, усилился дефицит кадров. Эпидемиологическая ситуация дополнительно осложнила обстановку, оказавшись для торговых сетей катализатором текучести кадров. Произошел большой отток работников, которые предпочли сделать передышку или найти работу, не связанную с прямыми контактами с людьми. Также часть соискателей предпочла обратить внимание на государственные программы поддержки населения во время пандемии. Даже крупные торговые сети столкнулись с нехваткой рабочих рук и высокой текучестью персонала.

«Быстроном» — одна из известнейших торговых сетей на сибирском рынке. У компании открыты вакансии для разных соискателей. Это могут быть студенты, которым необходима подработка в свободное от учебы время. Или кандидаты, решившие изменить сферу деятельности, компания готова их обучить.

Менеджер по персоналу сети супермаркетов «Быстроном» Людмила Шумаева выделяет несколько категорий сотрудников, в которых постоянно нуждается торговая сеть — это кассиры, сотрудники торгового зала, продавцы, а также пекари, повара, операторы колбасного цеха.

«Особенно сложно найти квалифицированных пекарей — это категория узких и дефицитных специалистов», — подчеркивает она.

В компании есть и такие позиции, по которым новые вакансии практически не открываются. «Управляющие и администраторы магазинов — наша гордость и основа магазинов, практически все они работают в компании не первый год, а некоторые и не первый десяток лет, — говорит Шумаева. — В первую очередь они ценят возможность развиваться и расти внутри компании. Товароведы, операторы прихода, кладовщики и другие специалисты — это наш тыл, который обеспечивает наличие ассортимента и товара в магазине. Эти вакансии редко открыты у нас долгое время, и, как правило, закрываются из кадрового резерва. Но здесь мы также стараемся делать мониторинг и внешнего рынка труда, так что есть шанс попасть в компанию на эти позиции со стороны на конкурсной основе».

Одна из распространенных ошибок рекрутеров — использование недостаточно эффективных источников поиска кандидатов. По опыту ритейлера, лучше всего в этом себя зарекомендовали официальный сайт компании и крупные ресурсы по подбору персонала. На сайт соискатели приходят целенаправленно — как правило, это квалифицированные сотрудники, которые заинтересованы развиваться внутри торговой сети. Массовый персонал с марта 2021 года компания ищет на «Авито Работе» — именно в этом сегменте сервис показывает максимальную эффективность.

«Сервис хорошо зарекомендовал себя в поиске кассиров, продавцов и поваров, что для нас очень ценно. Когда мы искали временных сотрудников на лето, все вакансии удалось закрыть буквально за месяц, и при этом уложиться в запланированный бюджет. Одним из самых удобных инструментов сервиса для нас является онлайн-чат, в котором можно общаться с кандидатами в режиме реального времени, отвечать на все их вопросы, давать обратную связь по собеседованию», — рассказывает Людмила Шумаева.

«Быстроном» ищет на «Авито» сотрудников в Новосибирской, Томской областях Алтайском крае. Компания использует тарифный план с возможностью отключить рекламу внутри вакансий: так соискатель, который заинтересовался какой-то определенной вакансией, видит все предложения этого работодателя. Это позволяет оценить другие варианты или присмотреть работу ближе к дому внутри одной организации. Работодателю этот механизм помогает в том числе привлечь внимание к тем вакансиям, которые традиционно не пользуются популярностью.

В помощь рекрутерам компания использует также опцию «иерархия аккаунтов» с разграничением прав доступа для сотрудников — так, например, новосибирские рекрутеры работают только с вакансиями своего региона. Кроме того, «Авито» дает возможность покупать базу резюме, которую кадровые работники используют как дополнительный источник привлечения персонала.

Для ритейлера развитие HR-бренда — это прежде всего инвестиции в репутацию, именно поэтому информация, которую кандидат видит на сайтах с вакансиями, а также слышит от администраторов магазинов, не должна расходиться с тем, что он обнаружит, выбрав «Быстроном» как работодателя.

Шумаева поясняет: «Для нас показателем успешности являются лояльные сотрудники, работающие в сети не первый год, которые рекомендуют компанию для работы своим родственникам и знакомым. В рекрутинге необходимо помнить, что не только компания выбирает кандидата, но и сам соискатель делает выбор, особенно в условиях дефицита работников. В большинстве случаев мы не ищем сотрудников на месяц или два. Наша цель — найти постоянных сотрудников, которые станут в будущем лояльны к компании, будут разделять наши ценности, стремиться развиваться и расти внутри сети. Они готовы работать по нашим принципам и технологиям. Для нас массовые работники — это потенциальный кадровый резерв».

«Быстроном» прилагает все усилия, для своевременной оценки и повышения эффективности работы HR-отдела и не останавливается в поиске. Компании важно, чтобы процесс набора персонала был выстроен идеально от первого отклика кандидата до момента окончания его адаптации в компании. Для этого необходимы несколько составляющих: замотивированные на набор рекрутеры, которые умеют заинтересовать соискателя, минимальное, но в то же время эффективное количество этапов подбора и налаженная система адаптации. В сочетании с использованием современных инструментов подбора они способны гарантировать успех.

Компания «Быстроном» работает с 2001 года, на данный момент сеть состоит из 25 магазинов и представлена в Новосибирске, Бердске, Искитиме, Томске, Северске, Бийске и Барнауле. Компания активно развивает собственное производство колбасных изделий и выпечку хлеба.

Ася Шумилова