Дмитрия Камынина арестовали в декабре 2020 года по обвинению в хранении наркотиков (ч. 2 ст. 228 УК). Во время задержания его избили сотрудники полиции, говорил правозащитник. Находясь в кемеровском СИЗО-1, Камынин объявил голодовку после угроз «пресс-хатой». Владимира Тараненко обвинили в вымогательстве.
За арестом и Камынина, и Тараненко могли стоять оперативники управления «М» ФСБ, которые «закрыли» «Сибирь Правовую» и пытаются теперь уничтожить самый популярный в Кузбассе канал, разоблачавший пытки, отмечал правозащитный проект Gulagu.net.
Родственники арестованных рассказали Тайге.инфо об условиях содержания создателей «Сибири Правовой».
Сейчас Дмитрий Камынин находится в мариинском СИЗО-3. Он сообщил о тяжелых условиях содержания в камере изолятора в письме матери Любови Камыниной (копия имеется в распоряжении редакции).
«Надо мной здесь издеваются. Бить не бьют — по другому. Посадили в камеру: на стенах грибок, на потолке сырость, холод. Рассадник туберкулеза. Вода только холодная. Унитаз не работает, врачи не лечат», — рассказал координатор «Сибири правовой».
По словам Камынина, один из сотрудников ФСИН («начальник») вынудил его выйти на улицу во время дождя. Мужчину не пускали в сухое помещение около часа.
«Сам весь промок. Заболел. Он [надзиратель] мне отвечает: мне какая разница, иди гуляй», — отметил правозащитник.
Любовь Камынина в разговоре с редакцией предположила, что сотрудники ФСИН добивались простуды Дмитрия, чтобы его нельзя было этапировать в кемеровское СИЗО-1 под предлогом коронавируса. В Кемерове, по ее словам, есть врачи, которые могли бы наблюдать за состоянием сына.
В июле стало известно, что Камынина тайно этапировали в Красноярский край для проведения психиатрического обследования. Каких-либо отклонений у него, по словам матери, не нашли, после чего Камынина этапировали в СИЗО-3 Мариинска.
По словам Любови Камыниной, следователь не знакомит с материалами дела не только родственников Дмитрия, но и его адвоката, и говорит, что окончательное обвинение правозащитнику еще не предъявлено.
В кемеровском СИЗО-1 по обвинению в вымогательстве находится другой координатор «Сибири правовой» Владимир Тараненко. Его тетя рассказала, что правозащитник с февраля находится в одиночной камере, которую называют «резиновым карцером». Мужчину поместили туда за «нарушение закона», при этом не уточнив, в чем именно оно заключается.
«Как он может что-то нарушить в одиночной камере. Его догола раздевают, издеваются, избивают. Мы не можем ни на свидание сходить, ни передачку сделать. У нас ничего не берут. Нам не сообщают, до какого числа его будут держать в карцере», — подчеркнула родственница Тараненко в разговоре с Тайгой.инфо.
За семь месяцев ареста близким разрешили только одно свидание. На него Владимир пришел с кровоподтеками на руках и шее, бровь мужчина была разбита. Тараненко не стал говорить, кто избил его.
Ранее проект Gulagu.net сообщал, что Тараненко могли подвергнуть пыткам, чтобы получить доступ к youtube-каналу «Сибири правовой», на котором опубликованы интервью с бывшими заключенными о применении пыток в исправительных учреждениях.
Тетя Тараненко подтвердила Тайге.инфо эти сведения: «Они [сотрудники СИЗО] хотели, чтобы им привезли sim-карту с паролем и кодом [от youtube-канала], но где мы это возьмем?».
По словам женщины, следователь МВД не рассказывает родственникам о ходе уголовного дела о вымогательстве, которое вменяют Тараненко. Им также отказались вернуть его мобильный телефон.
«Адвокат 3 августа ездил к Владимиру в СИЗО, хотел его увидеть. Выходит врач, который видел, что он избитый, и говорит: у него подозрение на ковид. Адвокат уехал. А на следующий день его на санкцию [суд о продлении меры пресечения] привозят», — добавила его тетя.
Егор Фёдоров