Тайга.инфо: По последним данным статистики, на начало августа доля безработных в Новосибирской области составила всего 2,2%, в то время как потребность в работниках, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросла на треть. Так ли это страшно?
— Действительно, 33 тыс. зарегистрированных по области безработных граждан, казалось бы, цифра не очень большая. Однако официальная статистика — вещь лукавая, она не учитывает скрытую безработицу, при которой работники находятся в простое и в отпуске без сохранения зарплаты или трудятся в режиме неполного рабочего дня. И Новосибирская область здесь вряд ли является исключением. В целом же по стране число людей, потерявших работу, на самом деле значительно выше: за год пандемии численность занятых граждан упала на 1,6 млн человек, а вот уровень фактической безработицы составил 7,3%. Государству предстоит до завершения года решить непростую задачу, поставленную президентом - вернуть показатели по рынку труда и занятости на уровень конца 2019 года.
Тайга.инфо: Какие меры принимаются сейчас для решения проблем с занятостью в нашем регионе и достаточны ли они?
— Власти Новосибирской области подключаются к федеральным программам по профессиональному переобучению и субсидируемому найму, принимают свои меры поддержки занятости, и та положительная динамика, о которой упомянули вы, связана как раз с ними. Таким образом, более 4 тыс. человек смогут пройти переподготовку и получить новые навыки, а предприятия получат 50 тыс. рублей компенсации за каждого трудоустроенного безработного и выпускника вуза либо колледжа. С начала года через центры занятости было временно трудоустроено более 7,5 тыс. человек, но это — все-таки временная работа, закрывающая вакансии, которые не требуют особой квалификации: диспетчеры, дворники, грузчики, вахтёры. Можно прогнозировать, что с прекращением мер поддержки бизнеса нас может ожидать и новый всплеск безработицы.
Тайга.инфо: Как тогда быть молодым людям, которые едва-едва начинают свой трудовой путь?
— Надо признать, что до настоящего времени государство еще не предпринимало серьезных попыток решить проблему молодежной безработицы, хотя уровень ее превышает общие показатели в несколько раз. Только за прошлый год на рынок труда в стране вышло 1,5 млн выпускников различных учебных заведений. Они в основном не имеют практического профессионального опыта, и потому трудоустройство молодёжи на порядок сложней, чем у других категорий работников. По данным экспертов, примерно половина молодых людей проводит в поисках стабильной занятости до четырех лет, а рынок всего лишь предлагает им вакансии курьеров, доставщиков еды или промоутеров, раздающих рекламные листовки. Работодатели не спешат принять на себя ответственность за судьбу молодого работника, учитывать его интересы и соблюдать трудовые права. Рано или поздно неопределенность перспектив и отсутствие возможности двигаться вверх по карьерной лестнице вызовут волну недовольства в молодежной среде, что чревато социальной напряженностью.
Тайга.инфо: Может быть, российскую экономику помогут вывести из кризиса труд мигрантов и повсеместная цифровизация?
— Да, мир стремительно меняется, а научно-технический прогресс вытесняет из обихода одни профессии и порождает другие, но перспектива всеобщего исхода в цифровую экономику иллюзорна. Сферы продаж, управления финансами или IT-специальности требуют хорошей профессиональной подготовки. Кроме того, проведённые исследования показывают, что эффективность персонала выше на рабочем месте, нежели на «удалёнке», потому что оперативность коммуникации возрастает и любые согласования проходят быстрее. Часть профессий сместится в цифровую сферу, для которой характерно массовое серийное производства, но люди по природе своей нуждаются в разнообразии и индивидуальном подходе.
Мигранты, которые обычно заняты в строительстве, в сфере торговли и услуг, в ЖКХ и на сезонных работах в аграрном секторе, также спасением не являются. Ориентация на дешёвую, неквалифицированную, порой полулегальную рабочую силу привела к тому, что работодатели разучились оплачивать труд по реальной стоимости, а потом удивляются, отчего россияне не спешат занимать вакансии, которые освободились после оттока мигрантов в пандемию. Опираться на труд гастарбайтеров — тупиковый путь для экономики, невозможность восстановить и вывести её на новый уровень.
Тайга.инфо: Какие же меры в таком случае должно предпринимать государство, чтобы одновременно и обеспечивать занятость, и стимулировать экономику?
— По данным Минтруда, 60,5% от числа граждан, зарегистрированных в центрах занятости, профессионального образования не имеют. Значит, их надо не только трудоустраивать, но и обучать востребованным на рынке специальностям. Для решения проблемы нужны программы профессионального образования, которые будет финансировать государство, и каждый человек на протяжении всей жизни должен иметь возможность не раз бесплатно переобучиться или повысить квалификацию. Кроме того, мы знаем: в одних регионах наблюдается избыток рабочей силы, а в других — её дефицит. Следовательно, необходимы государственные программы повышения трудовой мобильности, с их соответствующим финансированием.
Далее. В первую десятку компаний России входят добывающие, торговые или финансовые структуры, то есть налицо структурный перекос промышленности. О какой экономической самостоятельности можно говорить, если мы закупаем машин и оборудования намного больше, чем производим сами? Поэтому надо отдавать приоритет машиностроению, а также лёгкой, пищевой и электронной промышленности, которые в нормальных экономиках приносят бюджету более половины доходов, обеспечивают занятость и рост квалификации кадров. У нас вся промышленность сконцентрирована сегодня в столице и ещё в нескольких крупных городах, а её следует рассредоточить по всем регионам, направляя на эти цели средства Фонда национального благосостояния.
Власти необходимо научиться смотреть на жизнедеятельность нашего общества не через узкие рамки оперативной ситуации, а просчитывать ее вперед на целые десятилетия. В противном случае бедность, безработица и опасное расслоение населения по уровню доходов могут привести к социальной нестабильности и дезинтеграции общества, тогда как перед государством стоят совсем иные цели.
Михаил Кузнецов