Летний фестиваль Gamedev Weekend прошел в Бердске в пятый раз. Помимо образовательных докладов о тонкостях разработки игр, в парке отдыха «Зеленый остров» прошли дискуссии об актуальных проблемах геймдева (индустрии разработки игр — прим. Тайги.инфо).
Тайга.инфо: Фестиваль закончился уже больше недели назад. Какие итоги вы уже успели подвести за это время?
— Люди очень соскучились по оффлайну. Поэтому нам показалось, что большинство сфокусировалось на общении, чем на докладах. Наверное, это была предсказуемая история: многие разработчики не виделись уже два года, и им хотелось наконец вживую пообщаться. Пока все очень положительно.
Тайга.инфо: Сама летняя конференция регулярно проходит уже пять лет. Как за это время изменился интерес локальных разработчиков к таким мероприятиям?
— На самом первом Gamedev Weekend было 198 человек, спустя пять лет — 826. Я считаю, что это лучший показатель того, что это мероприятие необходимо. Оно закрывает потребности людей, поэтому спонсоров становится больше, как и участников. Студии, которые поддерживают фестиваль, понимают, что там очень много потенциальных кандидатов для них, а участники могут почерпнуть какую-то интересную информацию: послушать доклады, поучаствовать в дискуссиях или познакомиться с кем-то.
Я знаю очень много ребят, которые выставляли на прошлых фестивалях свои проекты напоказ, нашли там для себя новых членов команды, а потом они вместе дорабатывали игру. Очень круто наблюдать, как такие проекты развиваются в динамике. Участие на фестивале мотивирует людей все больше и больше дорабатывать свои продукты.
Тайга.инфо: Получается, благодаря таким мероприятиям, качество местных игр становится все лучше?
— Да, как ни крути. Я вижу просто, что все растут вместе с нами. У них [местных разработчиков] появляется смысл и мотивация [совершенствовать свои проекты], и это очень круто.
Тайга.инфо: Все крупные мероприятия в Новосибирске, о которых мы говорили, спонсируют практически одни и те же локальные студии: Friday’s Games, Frostgate, Matryoshka Games. Есть ли смысл зазывать на следующие мероприятия более крупных российских разработчиков? Спонсирование — это ведь и PR-акция в том числе.
— Нас спонсируют одни и те же студии, потому что они самые крупные в Новосибирске. Разработчики из Москвы и даже из Минска тоже хотят проспонсировать наши конференции, но мы вынуждены им отказывать. Потому что в целом стараемся поддерживать именно сибирский геймдев.
Это действительно наша политика в последние годы. Нам важно, чтобы кандидаты, которые хотят работать в игровой индустрии, видели, что в Новосибирске тоже классно. Что есть хорошие компании, предлагающие хорошие условия работы.
С появлением конференций, крупные московские и питерские компании обратили внимание на Новосибирск и увидели, что здесь, оказывается, что-то происходит. Раньше в индустрии считалось: все, что за МКАДом, — черная дыра. А сейчас внимания от московских и питерских студий все больше, и это, конечно, очень приятно.
Тайга.инфо: В сети регулярно появляются кадры из офисов игровых компаний, где сотрудники играют за консолью или в настольный футбол прямо на рабочем месте или весело общаются друг с другом на кухне. У тех, кто не знаком с индустрией, может возникнуть ощущение, что люди там вовсе не работают, а отдыхают за деньги.
— В геймдеве и IT очень сильно развита корпоративная культура. Очень большой упор делается на атмосферу внутри студий, и поэтому некоторым кажется, что у нас полно каких-то «развлекаловок»: кальянов, совместных походов за пиццей и все такое.
Корпоративная культура у локальных студий примерно одинаковая: все вокруг сотрудника создано так, чтобы ему ничего не мешало создавать классный продукт. Работодатели создают суперкомфортные условия в офисе, добавляют возможность работать удаленно, и в целом каждая компания старается повысить квалификацию сотрудника по мере работы в студии.
На самом деле за всем этим стоит огромный труд. Делать игры — очень сложно и не очень весело. Здесь все обстоит, как и в любой другой компании, куда люди вкладывают очень много сил и времени, но геймдев — творческая среда.
Людей нужно мотивировать, они склонны к тому, чтобы выгорать, и делать одно и то же каждый день им очень тяжело. Работодателям приходится думать о том, как мотивировать, удерживать и увлекать работой. Поэтому очень много мероприятий проходят внутри компаний.
Мы не используем людей как ресурс и не выжимаем из них все, что нам нужно. Очень важно, чтобы человек мог провести время с семьей и имел возможность отдыхать. В индустрии сейчас кадровый голод, и многие компании пытаются придумать, как им привлечь к себе персонал.
Тайга.инфо: А что вообще представляет собой новосибирская игровая индустрия?
— По нашей статистике с конференций и фестивалей, в Новосибирске больше ста компаний, которые занимаются разработкой игр. В них могут быть как пять-десять человек, так и около 150. И, конечно, около 90% компаний делают мобильные игры, как и по всей России. Во всей стране этот формат очень распространен, потому что при меньших затратах ты получаешь больше прибыли.
По структуре, направлению и проектам компании у нас очень разные. Но практически все делают казуальные игры (игры для широкой аудитории с красочной графикой и простыми правилами — прим. Тайги.инфо), и здесь это бóльшая часть рынка. Совсем немного людей разрабатывают мидкор-игры (игры с все еще небольшим порогом входа, но пытающиеся бросить вызов — прим. Тайги.инфо). В Новосибирске только студия Frostgate ориентирована на мидкор.
Тайга.инфо: Почему подобные крупные мероприятия проходят именно в Новосибирске, а не в любом другом городе за Уралом?
— Так пошло, что Новосибирск и Академгородок, где мы и многие другие студии базируемся, — это такая очень глобальная IT-история, и эта сфера здесь активно развивается. Особенно после того, как появился Технопарк. Соответственно, здесь зарождается очень много кадров. Когда геймдев стал популярен, люди поняли, что можно на этом зарабатывать, и так как здесь было много заинтересованных в этом кадров, здесь и образовались компании.
Как показывает практика, все больше и больше крупных сибирских компаний открывают офисы в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее, многие наши компании все еще остаются в Сибири, потому что они понимают: здесь есть люди и есть места, где готовят хорошие кадры. Например, НГУ и НЭТИ (сейчас НГТУ - прим. Тайги.инфо) готовят программистов, есть Государственная художественная академия, откуда выходят хорошие художники, и потом они работают у нас. Так у нас сложился некий симбиоз между вузами и компаниями, и Новосибирск стал центром геймдева за Уралом.
Тайга.инфо: Но почему подготовленные специалисты так активно идут именно в геймдев при всем разнообразии профессий в сфере IT?
Геймдев — популярное сейчас направление, потому что игры уже давно вошли в жизнь очень многих людей. И это действительно прибыльная сфера. Если посмотреть статистику за несколько прошлых лет, то игровая индустрия зарабатывает больше, чем киноиндустрия. Более того, те, кто тут работает, всегда видят результат своего труда, могут показать игру знакомым или друзьям. Для многих это очень классное ощущение.
Тайга.инфо: В марте этого года вы курировали локальную онлайн-конференцию Workshop Day 2021, очень похожую по формату с Gamedev Weekend: конкурсами, докладами, проверками портфолио. Тогда ситуация с COVID-19 была не такая серьезная, как в августе, но вы все равно перенесли конференцию в сеть. Почему сейчас, во время третьей волны, вы решили проводить двухдневный крупный фестиваль с аудиторией в 600 человек?
— Каждый год в Новосибирске проходят две конференции: более неформальная на открытом воздухе и классическая в помещении на подготовленной площадке. Одна из них уже закончилась в середине августа, а вторая проходит, обычно, в марте.
В конце прошлого года была очень нестабильная ситуация с пандемией и запретами. Все-таки, когда мероприятие закрытое, на него сложнее получить разрешение, на них [мероприятия такого формата] накладывается больше ограничений. И мы решили не рисковать, переделав немного формат конференции, чтобы люди про нас не забывали. Плюс, так мы привлекли немало докладчиков из других стран: Финляндии, Польши, что сложно было бы организовать в офлайн-формате.
Тогда на конференцию зарегистрировались 180 участников. Многие отметили, что воркшоп был для них полезен и интересен, но это в любом случае не заменит живое общение, когда в оффлайне можно в непринужденной обстановке завести кучу новых знакомств.
На самом деле, в новых приказах по ковидным ограничениям в области ничего не говорилось про уличные мероприятия. Я все это очень подробно изучила, так как понимала, что нас это может коснуться, а в итоге там все формулировки были очень обтекаемые. И я поняла, что в августе у нас все получится. И все получилось.
Тайга.инфо: А государство потенциально может как-то поддерживать подобные мероприятия и индустрию в целом? У нас, например, есть Федерация компьютерного спорта. Но я ни разу не слышал о том, чтобы какому-нибудь крупному российскому разработчику дали налоговые льготы или что-то подобное. Для Польши, например, игры — огромная составляющая экономики, и власти не скупятся на поддержку местных разработчиков. Почему у нас тогда все иначе?
— Им [чиновникам] неинтересно это поддерживать, но сейчас стало в некоторых моментах лучше. Например, уже три года в НГУ открыта программа для магистрантов по разработке игр, еще раньше в Высшей школе экономики появилось схожее направление. Я считаю, что это уже огромный прорыв. Государственные вузы обратили внимание на геймдев и поняли, что это перспективная сфера. Российским студиям нужны специалисты, и сейчас понемногу появляются места, где их создают.
Еще до Новосибирска и Сибири все поздно докатывается, но я рада, что такие инициативы сейчас вообще появляются. И чем больше об этом говорят, тем больше появляется потребность в развитии этой индустрии в стране. Это такой цикличный процесс, который сейчас идет по нарастающей.
Тайга.инфо: Тем не менее, практически все наши разработчики живут исключительно на собственный счет и сами находят деньги на разработку игр.
— На самом деле, в Новосибирске IT-компании могут получить налоговые льготы, если они будут базироваться в Технопарке. То есть, если компания занимается только разработкой программного обеспечения, то она может получить льготы. Но они не относятся именно к геймдеву, это больше про разработку в целом.
Однако, как ни странно, не все компании пытаются эти льготы получить. Ты будешь смеяться, но многим вообще пофиг. У них есть инвестор, наверное, нормальное финансирование, и им вообще все равно на потенциальную поддержку. У нас в России такое отношение с государством — все надеются на себя. Большинство даже не думает о том, что от него можно что-то получить.
В основном, все пытаются найти хорошего и надежного инвестора, который позволит создать проект, приносящий хорошие деньги, и даст возможность вообще не зависеть от государства.
Тайга.инфо: На игровую индустрию могут как-то политически надавить? Директоры книжных магазинов, например, очень сильно переживали в этом году за новый закон о просвещении.
— Вообще, мне кажется, во всех студиях в Новосибирске есть некий мораторий на политику и религию. Мы никогда не говорим об этом на работе, потому что эти темы — точки очень больших споров, которые могут породить конфликты между людьми. И поэтому мы никогда не говорим об этом в общих чатах или на кухне.
Исходя из того, что я вижу сейчас, я думаю, что правительство вряд ли может как-то повлиять на геймдев. Площадки, на которые загружаются игры, — не российские. Почти все создают проекты на свои деньги, поэтому государство почти никак не может на нас повлиять. Порой, мне кажется, что мы вообще параллельно существуем с Россией, у нас какой-то свой мир. Честно, я сконцентрирована только на проектах, над которыми мы работаем, и мне даже не хватает времени подумать, что происходит вокруг.
Беседовал Андрей Стрелец