Тайга.инфо перепечатывает текст портала Центр деловой жизни о судьбе шахты «Заречная» в кузбасском городе Полысаево.
Обанкроченную «Заречную» пытались продать много раз, последовательно снижая цену. В конце апреля собрание кредиторов утвердило новое положение о реализации имущества должника. Продажа запланирована единым лотом, в который входит имущество «Заречной» и новосибирского ООО «Транспортная компания „Проектная“». Положение утверждено залоговым кредитором — ООО «УглеТранс». В собрании участвовали представители администрации Кемеровской области. Кажется, будто основные участники событий вокруг «Заречной» примирились, найдя взаимно устраивающий выход из трудной ситуации. Но это лишь видимость.
Стартовая стоимость имущества, определенного к продаже в июле, составляет 1,89 млрд рублей, из которых 1,5 млрд приходится на активы «Заречной». Знакомые с ситуацией вокруг шахты источники утверждают, что, после серии несостоявшихся аукционов, на этот раз торги сложатся успешно: есть реальные интересанты, готовые заплатить полную цену. Причин у этих перемен две. Во-первых, на угольном рынке ценовое ралли, каких не видели 15 лет. Благодаря торговой войне Китая и Австралии, стоимость российского угля с начала года взлетела на 100% и продолжает расти. Особым спросом пользуется уголь с такой калорийностью, какую на «Заречной» обеспечивает обогатительная фабрика.
Вторая причина как раз в этой фабрике и в целом в обновленном производственном комплексе, в который предыдущая управляющая команда вложила 5 млрд рублей. Сейчас «Заречная» работает на чужом оборудовании и зарабатывает, «проедая» наработки прошлой команды. Скорее всего, потенциальным покупателям рассказывают, что они точно также смогут снимать сливки с торговли дорожающим углем без необходимости реинвестирования. Но светлое будущее напрямую зависит от исхода «боевых действий», которые кемеровские госструктуры развязали против команды «УглеТранса».
Скандальные последствия спасения шахт «Заречная» и «Алексиевская» в городе Полысаево остаются в центре внимания СМИ. Недавний фильм кемеровского блогера Олега Мальцева «Дыры» о проблемах угольной отрасли Кузбасса разошелся на цитаты по федеральным телеграм-каналам. Большая часть истории посвящена как раз «Заречной», владельцем которой в 1998 году стали украинский бизнесмен Виктор Нусенкис и, как выяснилось впоследствии, Геннадий Васильев, бывший Генеральный прокурор Украины. Нусенкис приобрел еще одну шахту в Полысаево, названную «Алексиевской» в честь бывшего патриарха и шахтоучасток «Октябрьский». Все его полысаевские активы были объединены в УК «Заречная». В 2012 году компания вошла в пятерку крупнейших экспортеров угля и стала готовиться к IPO. Но планы спутал конфликт с Васильевым, который решил, что Нусенкис оформляет все активы на себя.
По итогам войны бывших собственников ранее доходные «Заречная» и «Алексиевская» остались с гигантскими долгами. Шахты переходили из рук в руки непрофильных инвесторов. Производство деградировало. Шахтёры сидели без денег, Полысаево без налогов. К 2017 году все крупные угольные компании, работавшие в Кузбассе, отказались связываться с «Заречной». В целом долги УК по итогам действий команды Нусенкиса, составляли порядка 50 млрд. За период перехода из рук в руки, вплоть до введения конкурсного производства, задолженность достигла 70 млрд рублей.
Работающий в угольной отрасли предприниматель Юрий Сазонов был одним из тех, кому администрация Кузбасса предлагала заняться реанимацией УК «Заречная». Заручившись поддержкой властей и обещаниями помочь с рентабельными месторождениями, бизнесмен сумел заинтересовать в проекте «УглеТранс» и лично выступил поручителем по кредитам Сбера и ВТБ более чем на 4,5 млрд рублей. «УглеТранс» выкупил права требования у Газпромбанка и госкорпорации «Ростех» на 50 млрд рублей долга и стал крупнейшим кредитором «Заречной».
На тот момент шахты фактически не работали. Не было подготовленных запасов, проходческие работы были сведены к нулю, не работала ни одна лава. Шахты крупно задолжали за электричество и за услуги спасателей. Задержка по зарплате составляла 3 месяца. Сложностей добавлял действующий эндогенный пожар на «Заречной» — для его тушения часть шахты была затоплена. Шахтоучасток «Октябрьский» был под угрозой затопления, водоприток там составлял 4500 кубометров воды в сутки. Производство на «Алексиевской» стояло почти год. Обогатительная фабрика была в нерабочем состоянии.
Для возобновления производства и решения социальных проблем шахта «Заречная» только на первых порах получила авансов более чем на 1,6 млрд рублей. До 2019 года уголь с предприятий отгружался всегда по предоплате, в общем составившей 4 млрд. Кроме этого, компании, работающие с банкротами, вложили 1,3 млрд рублей в новый производственный комплекс для «Заречной», конвейерную линию за 300 млн. На восстановление обогатительной фабрики потратили 150 млн. В 320 тысяч евро обошлась установка колонкового бурения с поверхности. С «Юргинским машиностроительным заводом» были заключены контракты на 440 млн рублей. Были модернизированы подъездные пути и железнодорожная станция «Проектная».
Самое важное — новые инвесторы восстановили безопасную добычу. Власти Кузбасса обещали им предоставить более рентабельные месторождения угля. Но этого не случилось. А в марте 2019-го обрушились цены на уголь на западном направлении. Доля перевозки в себестоимости взлетела с 56% до 91%. В апреле с начала путевых работ ОАО РЖД резко сократила пропускную способность для вывоза угля из Кузбасса. План поставок с «Заречной», согласованный с портами, упал до 19%. В июле правительство запретило поставки угля из России на Украину. За год объем вывезенного угля из Кузбасса упал вдвое. Компания «УглеТранс» оказалась на грани банкротства, при этом оставаясь крупнейшим кредитором «Заречной». Шахтёрам стали задерживать зарплату. Вместо того, чтобы протянуть руку помощи, власти решили назначить инвесторов, занимавшихся восстановлением градообразующих предприятий Полысаево, виновными в целом за долги предприятий, сформированные при прошлых собственниках.
После того, как правоохранительные органы не смогли наскоком найти поводы для уголовных претензий к инвесторам, налоговая инспекция по Кемеровской области предъявила многомиллиардные иски о взыскании убытков с контролирующих лиц «Заречной» и «Алексиевской». В числе ответчиков оказались не только конкурсные управляющие и команда, связанная с «УглеТрансом», но и 5-летняя дочь Сазонова. В иске указано, что бизнесмен подарил ей некое имущество, якобы приобретенное на деньги, незаконно выведенные с шахты. По словам Сазонова, имущество это он купил задолго до того времени, когда связался с проектом в Полысаево. А дарение было оформлено в мае-июле 2018-го, и было связано с семейными обстоятельствами. О каком-либо выводе средств с шахт в ту пору вряд ли могла идти речь, поскольку реанимация предприятий тогда шла полным ходом — выводить было просто нечего.
Налоговая уже добилась ареста активов ответчиков и дважды пыталась наложить арест на их деньги, что, по сути, можно расценивать как приговор без суда. Попытки добиться исключения из дела непричастных ответчиков пока к успеху не приводят: налоговики даже пытаются дополнительно расширить круг вовлечённых лиц. В процессе им ассистирует Дмитрий Захаров, адвокат бывшего владельца шахты Нусенкиса. Примечательно, что по решению суда Захаров обязан вернуть в конкурсную массу «Заречной» 6,9 млн рублей, но налоговая его с этим не торопит.
Резонансный процесс плохо сказывается на инвестиционном климате Кузбасса. Если кому-то из инвесторов кажется, что рост цен на уголь сейчас может компенсировать любые риски, то нужно обратить внимание, что «Заречная» работает на чужом оборудовании, за которое не платит. Долг шахты перед компанией «ШСМ», которой принадлежит оборудование, составляет 3 млрд рублей. Новые владельцы «Заречной» могут получить крупные претензии.
Развитие событий вокруг связанной с УК «Заречная» шахтой «Алексиевская» показывают настрой «УглеТранса». Как и «Заречную», «Алексиевскую» неоднократно и безуспешно пытались продать с аукционов. 24 июня собрание кредиторов обсудило предложение компании «Кузбассразрезуголь» выкупить шахту за символическую цену — 35 млн рублей. На предыдущих торгах цена отсечения была 600 млн рублей. Тем не менее, «УглеТранс», как залоговый кредитор, согласился на продажу шахты за любые деньги, при условии, что новый владелец обязуется трудоустроить всех сотрудников «Алексиевской» и полностью закрыть долги по зарплате. Соответствующие обязательства внесены в положение о продаже имущества шахты.
По оценке специалистов, лавы, наработанной при команде «УглеТранса», «Заречной» хватит до конца лета. Новым владельцам нужно будет вкладываться в производство, а до того урегулировать «развод» с инвесторами. Последних кемеровские госорганы «кошмарят», чтоб никто не напоминал о письменно подтверждённых, но неисполненных обязательствах по участкам для разработки. «УглеТранс» сегодня поддерживает план по продаже активов «Заречной» в интересах жителей Полысаево. Однако начать историю с чистого листа можно только поставив точку в предыдущих разбирательствах, а это могут сделать лишь власти Кузбасса.
Источник: ЦДЖ, «Продаже „Заречной“ могут помешать старые счеты властей», 25.06.2021