Уже пора или еще подождать менять резину? — это извечный вопрос, мучающий автомобилистов осенью и весной. К тому же с этого года за шины не по сезону можно схлопотать штраф. «Парламентская газета» выясняла, на что ориентироваться автовладельцам и что по этому поводу говорится в законе.
Ориентация — на осадки
На этой неделе синоптики обещают похолодание на всей территории России, а в Архангельской, Ленинградской, Вологодской областях, Карелии и Коми уже наступил предзимний период.
«Пора уже менять шины — начиная с 16-17 октября температура не будет подниматься выше 3-5 градусов днем, а ночью будет отрицательной», — рассказал «Парламентской газете» замдиректора Гидрометцентра России по работе ситуационного центра Юрий Варакин. В Московском регионе тоже будет постепенно холодать, и к концу недели столбик термометра ночью опустится ниже нуля.
Общепринято, что о смене покрышек нужно задуматься, когда среднесуточная температура достигает +4 градусов по Цельсию. Именно поэтому на многих современных машинах при таких показаниях термометра раздается сигнал, и на приборной панели появляется предупреждение в виде соответствующей мигающей цифры. Однако в больших городах с оживленным движением многие ездят на летней резине и до первых заморозков.
Автоэксперт, член общественного совета ГУ МВД Петр Шкуматов считает, что оптимальное время для «переобувания» машины в Центральном федеральном округе — конец октября — начало ноября. А основной сигнал — не столько температура, сколько осадки.
«Сейчас, пока идут дожди, я всем рекомендую оставить летнюю резину, чтобы не ухудшить сцепление шин с дорогой. А в начале ноября вероятность снежных осадков высокая, имеется в виду снег, который падает и не тает. В это время и нужно менять летнюю резину на зимнюю», — советует эксперт.
Шкуматов объясняет, что основные отличия зимней резины от летней — это состав покрышек и рисунок протектора. Летняя — менее эластичная и при снижении температуры теряет свои характеристики быстрее.
«Зимняя резина рассчитана на то, что шина будет сталкиваться со снежной кашей или гололедицей, а летняя работает на отвод воды из полосы контакта. То есть все эти бороздки нужны для того, чтобы отводить воду из-под колеса. Сейчас у нас идут дожди, и дневная температура около +6. Соответственно, летняя резина хоть уже и «дубоватенькая», но она гораздо лучше справляется с лужами, чем зимняя, которая отводит воду хуже. Поэтому те, кто поставит зимнюю резину сейчас, могут столкнуться с увеличением тормозного пути», — поясняет эксперт.
Он же рекомендует в этот небезопасный период вне зависимости от того, какие шины, переходить на так называемый зимний стиль вождения: совершать меньше маневров, заблаговременно тормозить, держать дистанцию, ездить с меньшей скоростью, нежели в теплое время года.
Требование закона
Переобувать или нет свой автомобиль — сейчас это не вопрос личного выбора, а требование закона. Обязанность оснащать свои транспортные средства зимними шинами установлена Техническим регламентом Таможенного союза, обязательным для исполнения в том числе и на территории России.
В частности, в пункте 5.5 указано, что в зимний период, к которому относятся декабрь, январь и февраль, запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами. Они должны быть установлены на всех колесах автомобиля. Также запрещено передвигаться на шипованной резине в летний период (июнь, июль, август).
В зависимости от климатических условий местным властям дано право устанавливать свои сроки на запрет эксплуатации летней резины. Но они не могут быть меньше указанных в регламенте Таможенного союза.
От 500 рублей до сотни тысяч
Тех, кто пренебрегает правилами безопасности, ждет наказание. В Административном кодексе (ст. 12.5 КоАП) установлена ответственность за управление транспортным средством при наличии предусмотренных Перечнем неисправностей или условий. С 1 сентября 2023 года постановлением Правительства в этот перечень внесен пункт об отсутствии на автомобиле зимних шин в период с декабря по февраль включительно. Нарушителей могут оштрафовать на 500 рублей.
«Я думаю, что человек, который дружит с головой, будет использовать шины по сезону не потому, что его оштрафуют, а потому, что он думает о безопасности — как своей, так и окружающих. К тому же он рискует не только чужим имуществом, но и своим. Если он не успеет затормозить, то пострадавшую машину будут чинить по ОСАГО, а его, если нет КАСКО, придется ремонтировать за свой счет. Смена бампера, фар, решетки радиатора выльется в сумму больше сотни тысяч рублей. Это неприятный опыт, заканчивающийся большими финансовыми потерями», — резюмирует автоэксперт Петр Шкуматов.
По материалам "Парламентской газеты"