Регулятор вступается за банки: Набиуллина предложила ограничить маркетплейсы в скидках
Центробанк России обозначил свою позицию в споре традиционных кредитных организаций с крупными онлайн-площадками. Эльвира Набиуллина направила в Минэкономразвития инициативу, которая может лишить маркетплейсы ключевого конкурентного преимущества — возможности стимулировать покупки скидками при оплате картами их же дочерних банков.
Формальной причиной названо выравнивание конкурентного поля. Однако по сути предложение направлено на то, чтобы оградить классические банки от растущего влияния онлайн-гигантов, которые переманивают клиентов агрессивными акциями.
Возникает закономерный вопрос о двойных стандартах:
Многолетняя практика банковских кешбэков и программ лояльности никогда не рассматривалась как угроза.
Те же самые методы в арсенале маркетплейсов вдруг были обозначены как рискованные для рынка.
Под ограничение предлагается попасть именно тем коммерческим инструментам, которые доказали свою эффективность в руках новых игроков.
Со стороны маркетплейсов, что ожидаемо, последовала негативная реакция. Их критикуют за использование «своих» банков для скидок, хотя аналогичным образом выстроены и масштабные экосистемы традиционных банков. Если речь действительно идет о борьбе с нечестными преимуществами, логично было бы применять единые правила ко всем участникам рынка, но этот подход пока не обсуждается.
За решением ЦБ стоит беспокойство банковского сектора по поводу стремительного роста финансовых подразделений Wildberries и Ozon и потенциальных рисков их кредитной политики. Немаловажен и массовый уход клиентов, для которых решающим фактором становится итоговая цена товара, а не привязанность к определенному банку.
Конфликт перешел в публичную плоскость после заявления Германа Грефа о недополученных бюджетом налогах со скидочных программ, и ЦБ практически немедленно встал на сторону крупных банков.
Аналитики полагают, что шансы на принятие ограничений весьма высоки, возможно, в скорректированном виде. Основное опасение заключается в том, что под предлогом защиты конкуренции может произойти искусственное сдерживание рыночных процессов для сохранения доминирования привычных игроков.
Особую иронию ситуации придает пример СберМегаМаркета. Этот проект, изначально призванный удерживать клиентов внутри экосистемы банка, вместо этого наглядно продемонстрировал, почему традиционные финансовые институты не могут создать успешные маркетплейсы. Похоже, если у банков не получается конкурировать, регулятор готов им помочь.
PS
Ах, какая трогательная забота о нас, грешных! Набиуллина, как мать Тереза от финансов, бросается на амбразуру, чтобы защитить бедные, беспомощные банки от этих злых маркетплейсов, которые так жестоко... *проверяет записи*... дарят людям скидки.
Наконец-то нашлись силы, готовые положить конец этой вакханалии доступности и выгодным предложениям! Конечно, когда банки годами раздают кешбэки за всё подряд, от шаурмы до сеанса психотерапии, — это священная рыночная конкуренция. Но когда Ozon или Wildberries делают то же самое — это уже «нечестное преимущество» и угроза стабильности. Логика железная: свои могут, чужие — нет.
Особенно умиляет беспокойство о «выравнивании конкурентного поля». Поле, видимо, должно быть ровным как бильярдный стол, но только для тех, кто играет в правильную, «классическую» игру. А если кто-то придумал новую, более удобную для потребителя игру, и выигрывает — так это неспортивно. Надо срочно менять правила.
И главный шедевр цинизма — это, конечно, пример СберМегаМаркета. Он как бы намекает: «Мы не можем создать ничего, что вам по-настоящему понравится, поэтому мы просто запретим то, что вам нравится больше». Блестящая бизнес-стратегия! Зачем напрягаться и вводить новшества, когда можно попросить доброго дядю-регулятора просто отобрать у всех новенькие игрушки?
В общем, браво! Ещё один шаг к тому рынку, о котором мы все мечтали: где царит честная конкуренция, а потребитель защищён от изнурительного бремени выбора и мучительных скидок. Спасибо, что оберегаете нас от этого.
@ Системный администратор ЛГ