Героя нашего материала зовут Сергей Митрофанов. В своей обычной жизни он сотрудник крупнейшей золотодобывающей компании России, где занимается ремонтом горного оборудования. В свободное от работы время Сергей байкер-одиночка, не состоящий в специализированных мотоциклетных клубах. Его дорожное имя Rover, что в переводе на русский – странник или скиталец, красноречиво передает кредо его жизни.
Многие из тех, для кого мотоцикл стал важной частью судьбы, признаются, выбор этот отчасти был продиктован стремлением «добавить себе крутости». Что же, желание понятное и оправданное. А кто, положа руку на сердце, настолько крут, что готов принять участие в 48-ми часовой Международной зимней мотоциклетной гонке на выживание «ВЕЛИКИЙ ГОН»? Сергей же в этих соревнованиях не просто «прокатился». С 03 по 05 января 2022, завершив многочасовой, изнурительный и изобилующий тяжелыми и небезопасными испытаниями заезд с результатом 3091 километр, он занял первое место, попутно установив новый мировой рекорд, который не побит до сих пор! И кто на планете скажет, что может точно так же?
Сергей, когда ты понял, что мотоцикл это твое? Одним словом, как любовь к байкам шла с тобой по жизни?
Так сложилось, что мотоцикл был в моей жизни с самого моего рождения. Помню, как в раннем детстве у отца был мотороллер, и мое место было посередине, между родителями. Позже отец купил мотоцикл ИЖ с коляской, и меня пересадили туда. В десять лет он научил меня ездить за рулем мотоцикла и ремонтировать его, а в 14 лет у меня появился свой личный ИЖ Юпитер-4. Вообще в моей жизни были разные моделей мотоциклов и мопедов, была и легендарная ЯВА. Позже, когда женившись, я и переехал в город, то купил себе первый японский мотоцикл Honda СВ 400 и сразу ощутил, что теперь передо мной открыты все пути и дороги.
Для многих мотоцикл это повод «погонять по Некрасова» или с ветерком объехать город по кольцевой дороге. Когда ты понял, что этого мало и хочется раздвинуть границы возможного, путешествуя, что называется, всерьез?
Для меня мотоцикл всегда был большим, чем просто погонять по городу и его окрестностям. Еще в детстве я полюбил ездить по неизвестным дорогам и узнавать, куда они ведут, открывая для себя новые неизведанные места. Первое мое дальнее путешествие было на Honda СВ 400 в 2015. Всегда мечтал своими глазами увидеть озеро Байкал. В один прекрасный день я собрал вещи, сел и поехал. Дорога заняла два дня. В пути встретил много таких же путешественников. Как и у любого начинающего мото путешественника, у меня возникало множество вопросов, на которые они с радостью отвечали, делились своим опытом и давали мне полезные советы и рекомендации, которые очень пригодились в моих дальнейших путешествиях. Тогда же, в моем первом путешествии я узнал, что такое байкпост.
Какие мотоциклы ты эксплуатировал, от чего и к чему развивался и на чем путешествуешь сегодня?
О, у меня была разная мототехника! Сначала я ездил на мотоцикле отца ИЖ Юпитер-5, а позже появился свой личный Иж Юпитер-4. Так же у меня были мопеды Дельта и Верховина. Когда устроился на работу, то купил себе ИЖ Юпитер-6. Несколько позже появилась ЯВА 638, а затем уже Honda СВ 400. Начав путешествовать на Хонде, я быстро осознал, что мне нужен более профессиональный инструмент, поэтому дальнейший выбор был сделан в пользу Honda GL 1800. Но так как она у меня в основном для дальних путешествий, то в гараже появилось дополнение к ней в виде паркетника Yamaha TDM 850.
Наверняка случались у тебя запоминающиеся путешествия и до зимнего «Саянского кольца»?
Путешествий было много. Это и Крым, и Мурманск за Северный полярный круг, и Владивосток, и Кавказ. Впрочем, были и другие интересные путешествия. Пожалуй, самым запоминающимся был одиночный заезд в Магадан, где я получил полный спектр эмоций и чувств, которые не угасли в душе до сих пор. Там было все – восхищение и удивление, страх и паника, непонимание, что делать дальше и, конечно же, невероятная радость в тот момент, когда прибыл в конечную точку. Для меня поездка в Магадан по трассе Р504 «Колыма», которую водители чаще называют «Дорогой на костях», протяженностью 2100 км по глухой северной тайге, была своеобразным экзаменом на готовность. С одной стороны, эта дорога является самой опасной трассой России из-за природных условий и безлюдности. Ведь там за день можно не встретить ни одной машины и ни одной живой души, но с другой стороны, именно там я встретил самых добрых и отзывчивых людей, а кроме того медведей и прочую дикую живность.
Пару слов о недавнем зимнем путешествии по «Саянскому кольцу». Что планировал и как все в результате получилось? Какие-то яркие впечатления об этих незабываемых днях. Как помогали байкеры и обычные люди по маршруту? Что было самым сложным и, напротив, самым приятным?
Зимнюю поездка по Саянскому кольцу я планировал совершить еще прошлой зимой, но так уж сложились обстоятельства, что ее пришлось отложить. В этом году я вернулся к своим планам, и все случилось. Решив не мелочится, я слегка изменил маршрут, увеличив его примерно на 1100 км. Таким образом, вместо зимнего «Саянского кольца» я поехал «Саянскую восьмерку» протяженностью 2200 км. На хорошо известном водителям Сотом перевале я бывал почти во все времена года, но зимой это случилось впервые. Поразила высота многометровых сугробов из белоснежного снега. Вечером, не доезжая 160 км до г. Кызыла, я обнаружил утечку масла из двигателя. Судя по всему, из-за очень низких температур, а тогда было -28oС, на моей Хонде перемерз сопун. Масло стало выдавливать через щуп, но на ближайшей заправке я купил запасное и постоянно доливал его. Так и доехал до Кызыла, до байкпаста мотоклуба «Кочевники Азии». Там я получил и радушный прием, и техническую помощь. Утром мой мотоцикл загрузили в прицеп и увезли в теплый гараж, где его и отогрели. Ближе к обеду я уже мог продолжить поездку дальше. Из дополнительных сложностей этого путешествия могу отметить гололед, так как удерживать мотоцикл без коляски весом 420 кг это та еще задача.
Длительное путешествие на байке требует как отличной технической и физической подготовки, так и серьезного опыта. На твой взгляд, какие основные сложности таит в себе зимний заезд на несколько тысяч километров через Западные Саяны? Ведь и летом на таких дорогах можно огрести немало «приключений». Не дашь пару рекомендаций тем, кто решится на подобное зимнее приключение? Какие-то технические моменты подготовки байка, экипировки и другие нюансы? Что бы ты поменял в своих действиях, оборудовании и т.д., если бы поехал повторно?
К счастью, дополнительных сложностей в тот раз не возникло. Вероятно, помогает большой опыт езды на мотоцикле в условиях низких температур и то, что содержу свою технику в отличном техническом состоянии. Ведь эта поездка по Саянской восьмерке не была моим первым зимним путешествием. К этому времени за плечами у меня были профнормативы от «Русской Железной Жопы»: ЖЖ Winter 2021, 2022.
Ну, и как вы знаете, в 2022 я принял участие в Международной зимней мотоциклетной гонке на выживание «ВЕЛИКИЙ ГОН», где занял первое место и установил новый мировой рекорд. И да, за эти четыре года его пока так и не побили, а тогда я завершил 48-ми часовой заезд с результатом 3091 км.
Если коротко, то, опираясь на свой опыт, я бы порекомендовал всем желающим попробовать сначала зимнюю езду на мотоцикле в пределах дома, постепенно увеличивая дистанцию и время нахождения в пути.
Из технических моментов подготовки мотоцикла к езде в зимний период я бы отметил:
- замену технических жидкостей;
- зимнюю резину;
- утепление рук и ног с использованием утеплителя.
Из экипировки в зимний период я лично использую:
- туристический мотокостюм в сочетании с зимней спецодеждой;
- меховые краги;
- теплую и не продуваемую обувь.
Так как схема уже отработана до мелочей, то менять мне нечего, все работает как часы.
Отношение родных к твоей страсти путешествовать?
Родные и близкие всегда поддерживают меня во всех моих начинаниях, интересуются моими планами и всегда ждут меня дома из длительных путешествий.
Сергей, от лица всех читателей «АвтоГида Хакасии» хочу пожелать тебе гладких дорог, надежной техники и верных друзей! А здоровье пусть позволяет совершать захватывающие и невероятные путешествия как можно дольше!
Беседу вел Максимов Роман
Фото из личного архива Сергея Митрофанова