Древних людей, живших на территории нынешнего Чульмана, можно считать дальними предками нынешних коренных жителей Аляски
2024-01-24 17:00:05
Народный депутат Республики Саха (Якутия) Александр Кошуков обратился с запросом к ректору Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Анатолию Николаеву с просьбой предоставить всю имеющуюся информацию об археологических раскопках, которые проводились в 1978 году в окрестностях поселка Чульман в Нерюнгринском районе Якутии.
Исследовательская работа проводится народным депутатом в рамках создания летописи Нерюнгринского района, начиная с самых древних времен. В 2018 году Александр Кошуков организовал историко-краеведческую экспедицию, которая побывала, в том числе, на месте двух древних стоянок, обнаруженных в Чульмане Южным отрядом экспедиции Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР во главе с выдающимся археологом Сергеем Павловичем Кистеневым (1949 – 2003). В 1974 году, практически одновременно с началом строительства БАМа и принятием решения о создании Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса, на нашу землю пришли ученые.
Южный отряд экспедиции Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР вёл разведки в Южной Якутии и на северном участке трассы БАМ в Амурской области. До 1978 года отряд Кистенева нашел на этой территории в общей сложности шесть древних стоянок, относящихся к сумнагинской культуре. Сумнагинская культура — мезолитическая археологическая культура Восточной Сибири, она получила название по стоянке Сумнагин в верховьях реки Алдан. Она датируется десятым-шестым тысячелетиями до нашей эры. Распространялась с юга вплоть до Сибирского Заполярья: от бассейнов Алдана, среднего течения Лены и Вилюя на юге до полуострова Таймыр и низовий Колымы на севере.
Считается, что после того, как на территорию сумнагинцев на рубеже пятого-четвертого тысячелетия до нашей эры с юга стали мигрировать представители новой культуры, часть сумнагинцев покинула свой ареал и ушла на Аляску. Там они стали одним из этнических компонентов протоэскимосов и протоалеутов.
Другими словами, древних людей, живших на территории нынешнего Чульмана, можно считать дальними предками нынешних коренных жителей Аляски. Как показывают результаты археологических раскопок, носители сумнагинской культуры жили в легких круглых жилищах (современное название - чум).
На остатках поселений на территории Чульмана найдены костяные наконечники дротиков и шильев, что свидетельствует о существовании у носителей культуры тёплой одежды из шкур убитых животных. Стоянка Большой Нимныр обнаружена на 6-метровой надпойменной террасе левого берега реки Большой Нимныр (правый приток Алдана), в 500 м от одноимённого посёлка. Находки, представленные ножевидными пластинами, залегали под дерном в обожжённой супеси над толщей крупнозернистого песка и речной гальки.
В окрестностях поселка Чульман в устье реки Локучакит, левого притока реки Чульман, на 17-метровой цокольной террасе собраны призматические нуклеусы, угловые и срединные резцы, ножевидные пластины, отщепы сумнагинской культуры. Эта стоянка имеет научное название «Локучакит». Стоянка «Чульман» расположена па изгибе левого берега одноименной реки, в 400 м западнее стоянки Локучакит. Ножевидные пластины и отщепы лежали па краю 8-метровой цокольной террасы, местами под дёрном, на глубине 5-7 см. Река Чульман – левый приток Тимптона. Длина реки составляет 109 км. Притоки Чульмана (начиная от устья, где он впадает в Тимптон) – ручей Семеновский, Локучакит, Кабакта, Амнуннакта, Нижняя Нерюнгри, Малый Беркакит, Верхняя Нерюнгри, Беркакит, Самокит, Малый Чульман и Правый Чульман.
Практически на каждом притоке Чульмана, особенно на близких к устью, возможны новые археологические открытия, которыми пока еще не занимались ученые. Они могли бы прояснить много нового о древней истории нерюнгринской земли. Река Чульман древней впадает в Тимптон в 362 км от его устья. Река Тимптон берёт начало с северного склона Станового хребта, протекает по Алданскому нагорью и впадает в реку Лена. Река Чульман древней впадает в Тимптон в 362 км от его устья.
Река Тимптон берёт начало с северного склона Станового хребта, протекает по Алданскому нагорью и впадает в реку Лена. Древние люди (как и современные) организовывали свои поселения (стоянки), как правило, около рек. Поэтому эти места являются наиболее вероятными для будущих археологических поисков. Чульманские старожилы называют ручей Локучакит (левый приток реки Чульман) «Шахтинский» или «Больничный».
Ручей, где была обнаружена древняя стоянка, протекает вдоль железной дороги у подошвы сопки, называемой жителями Чульмана «Акулькин пуп». Река делает в этом месте резкий поворот на восток, а левый берег, где расположились известные каждому нерюнгринцу (благодаря дороге в аэропорт) скалы на левом берегу Чульмана, защищает поселок от северного ветра.
Археолог Сергей Павлович Кистенев, открывший две первобытные стоянки на берегу реки Чульман работал в Якутском отделении Академии наук СССР, изучая, в основном. Якутию. Он стал автором более 20 научных статей – таких, как «Первая археологическая разведка в верховьях Малого Анюя», «Исследования Заполярной Колымы», «Новые археологические памятники бассейна Колымы», «Родинкское погребение в низовьях Колымы». Он ушел из жизни 9 марта 2003 года.
Сегодня участники историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова обратились к ученым, в том числе коллегам Сергея Кистенева, чтобы с их помощью узнать больше о тех, как минимум, шести древних стоянках, которые в 70-е годы ХХ века были обнаружены в Южной Якутии.