Про поворот на Восток и роль НЕРЮНГРИ
2024-01-11 01:37:39
Поворот на Восток по-якутски
Некоторые горячие головы в нашей стране уже уверяют, что, если даже ЕС и США прямо завтра снимут все свои санкции, Россия никогда к ним не повернётся. Мы не настолько безапелляционны, однако ж полагаем, что поворот отечественной экономики на Восток – это надолго.
Думают так и якутские власти. И не просто думают, а активно действуют. Уже в сентябре 2022 года, на очередном Восточном экономическом форуме Глава Якутии Айсен Николаев подписывает с губернатором Амурской области Василием Орловым меморандум о сотрудничестве по реализации возведения международного пограничного перехода Джалинда (Россия) – Мохэ (Китай).
Понятно, что такие документы на авось не принимаются. Явно была проделана большая предварительная работа. Возможно, даже с весны 2022 года, когда западные страны только-только начинали принимать свои бесчисленные санкции. Причём переговоры должны были пройти не только между соседними регионами, но и с властями приграничного Китая. А это уже совсем другой – международный уровень.
Меморандум оказывается вполне рабочим инструментом, стороны развивают сотрудничество и в мае 2023 года Василий Орлов представляет Президенту России Владимиру Путину вполне проработанную инициативу российско-китайского железнодорожного моста Джалинда – Мохэ. А в июне уже Якутия принимает у себя делегацию китайской провинции Хэйлунцзян. В ходе состоявшегося форума китайская сторона выражает уверенность, что совместные усилия по продвижению проекта «Джалинда – Мохэ» позволят ускорить его реализацию.
В октябре тема открытия погранперехода поднимается в Пекине на международном форуме «Один пояс – один путь» с участием лидеров двух стран – Владимира Путина и Си Цзиньпина. Тогда Айсен Николаев заявил, что переход «Джалинда – Мохэ» вполне может стать частью новых глобальных транспортных коридоров с Севера на Юг. И это правда. Одной из главных проблем российского «поворота на Восток» сегодня является недостаточная пропускная способность Восточного полигона (БАМа и Транссиба).
Да, сейчас предпринимаются огромные усилия для преодоления этой проблемы. В том числе начинается строительство Новоленской ТЭС и газификация Нерюнгринской ГРЭС в Якутии для обеспечения перевода на электрическую тягу локомотивного состава железных дорог. Однако есть и другие варианты «расшивки узких мест». Прекрасным тому примером служит строительство частной Тихоокеанской железной дороги, призванной снять нагрузку с Восточного полигона как минимум на 30 млн тн в год.
То, что лоббируют сегодня Якутия и Амурская область – открытие погранперехода «Джалинда – Мохэ», вывод из консервации ж. д. линии Сковородино-Рейново и строительство автомобильно-железнодорожного моста через Амур – также способно на миллионы тонн в год разгрузить Восточный полигон. Речь в первую очередь идёт о нерюнгринском угле с дальнейшим расширением экспорта за счёт СПГ, железорудного концентрата, пиломатериалов и т.д. Обратной загрузкой станет продукция машиностроения, высокотехнологичные изделия и товары народного потребления.
Переход Джалинда – Мохэ даст сокращение пути следования груза в 2 – 4 раза по сравнению с существующими маршрутами. Сокращение составит в среднем 2000 км. Время доставки груза сократится в среднем в 2,5 раза, что будет способствовать интенсификации взаимовыгодной торговли. При этом Якутия и Амурская область продвигают не просто идею.
Так, якутские власти предлагают задействовать для создания железнодорожной инфраструктуры линии Сковородино – Рейново возможности АК «Железные дороги Якутии». Уже проведены все предварительные исследования, разработана организационная схема, финансовая модель и предварительное финансово- экономическое обоснование поэтапной реализации проекта без использования повышенных инвесттарифов и средств федерального бюджета и внебюджетных фондов.
В целом идея очень интересная и перспективная. Не случайно власти Амурской области, Якутии и провинции Хэйлунцзян так настойчивы в её продвижении.