Когда в 2022 году была объявлена мобилизация, Евгений находился в командировке в Республике Татарстан. Вернувшись, узнал, что необходимое число людей уже набрали и его участие не требуется. Подумал – это к лучшему: дочка на тот момент была совсем маленькой. Но помочь Родине хотелось, и он записался в добровольческий отряд «Барс». Служил там полгода, в основном занимаясь эвакуацией раненых и оказывая помощь в тыловых районах.
В марте 2024-го Евгений принял окончательное решение и подписал контракт на военную службу.
«Мы, давшие своему государству присягу, обязаны отстаивать его интересы. Родные были готовы к тому, что рано или поздно это случится. Они знают мой характер и понимали: в стороне я не останусь. Этот вопрос был лишь делом времени, раньше я не мог себе позволить оставить семью, но, когда подрос ребёнок, решился», – говорит боец.
Рыболовные сети против дронов
Первое время Чистый (такой позывной взял Чистоходов, вспомнив детскую кличку) служил в пехоте. Спустя два месяца после первого боевого задания его, с высшим образованием электроэнергетика, перевели в батальон радиоэлектронной борьбы. Сегодня мужчина является командиром взвода радиопомех.
В обязанности батальона входит противодействие беспилотным летательным аппаратам. На постах в тыловых районах бойцы занимаются прикрытием гражданского населения и техники. На передовой – прикрывают действия штурмовых отрядов или основные силы пехоты и технику, подъезжающую для обеспечения либо эвакуации.
«Сегодня у противника очень развиты войска беспилотных систем. Чтобы дойти до стрелкового боя с противником, надо пройти десять кругов ада, потому что дроны летают как на передовых позициях, так и в тыловых районах. Но и мы от них не отстаём, в том числе по противодействию беспилотникам, – подчёркивает Евгений. – На дорогах выставляем рыболовные сети, они помогают от дронов в большинстве случаев. Где нет такой возможности, ставим посты с оборудованием радиоэлектронной борьбы».
Особенно запомнилось Чистоходову второе боевое задание. Группе эвакуации требовалось закрепиться в лесополосе и выставить оборудование для прикрытия заезда техники и захода пехоты.
«Раньше мы не встречались с дронами, которые называют ждунами. Они сидят в определённом месте и реагируют на движение живой силы либо техники. Когда мы приблизились, он с дороги полетел прямо на нашу машину. К счастью, бойцы успели среагировать, выстрелили в него. Технику посекло осколками, но главное – люди остались целы. Тогда я был шокирован тем, до чего дошло развитие электроники и беспилотных систем. Сейчас-то мы уже привыкли к этим новым технологиям», – рассказывает Чистый.
Цель у всех одна – победить
Полтора года на линии фронта. По словам Евгения, страх присутствует всегда, но со временем учишься его подавлять, собираясь с мыслями и силами. Военнослужащие готовы к любым обстоятельствам и трудностям. Иногда бывает непросто найти общий язык с сослуживцами: в подразделении встречаются люди разного возраста, с разным образованием, профессиями, жизненными историями. И чтобы влиться в боевую семью, некоторым приходится проходить через определённые моральные испытания.

«Я, как командир подразделения, провожу индивидуальные беседы. Помогает то, что цель у всех одна – победить. Каждый пришёл защищать Родину, поэтому важно находить компромиссы и поддерживать друг друга. Все мы понимаем, что завтра будем прикрывать друг другу спины», – отмечает Евгений.
Подчёркивает: специальная военная операция идёт с противником не только из Украины. Очень много иностранных наёмников: поляков, французов, южноафриканцев. Оттого российским солдатам так важно поддерживать боевое братство. Все бойцы считают себя частью большой семьи. И даже пересекаясь в аэропортах и на вокзалах, люди в военной форме, не зная друг друга, обязательно здороваются, интересуются, как дела.
«Всегда стараемся помогать товарищам. Ситуации случаются разные – и финансовые, и семейные. Например, у моего бойца мать попала в больницу после аварии. А он был на позиции и не мог оттуда выйти. Собрали деньги ему на билет, вывели целую группу, чтобы прикрыть, когда он уйдёт с передовых позиций. И его вывели без потерь. Часто рискуем собой, чтобы помочь другому человеку решить свои проблемы. Это добровольно, потому что все понимают: каждого ждут родные. Возможно, его присутствие дома сейчас ценнее, а здесь мы справимся сами», – говорит наш герой.
Боевой семьёй считают не только военных, но и добровольческие корпуса, которые оказывают помощь в тыловых районах. По словам Евгения, чувствуется глобальная поддержка от земляков. Они обеспечивают солдат всем, в том числе гуманитарной помощью, от маскировочных сетей до салфеток. Присылают адресные посылки, открытки. У каждого бойца есть личный талисман: брелок, детское письмо, открытка.
«У меня на бронежилете висит Микки-Маус, а в кармане всегда ношу письмо от восьмилетней девочки Анастасии из Омска. Поддержка из тыла значительная, особенно она ощущается, когда приезжаешь в госпиталь. Люди после ранения поступают в крови, грязные, кто-то своим ходом доходит, доползает, чтобы выжить. А в госпитале попадаешь в совершенно другой мир. Тебя моют, перематывают раны, ухаживают, словно за ребёнком, кормят с ложечки, выполняют все твои просьбы – забота колоссальная», – делится Чистоходов.
Четыре раза терял сознание, но вывел бойцов
Об этом мужчина знает не понаслышке: сам оказался в госпитале после ранения. Случилось это в октябре прошлого года под городом Новогродовка (сегодня он находится под контролем российской армии). При выставлении поста рядом ударил дрон-камикадзе. Из группы Евгения двое погибли, трое остались живы.
«Мне перебило две руки, бок и ногу. Сразу же начался артиллерийский обстрел, через пару минут я получил ещё одно ранение. Было принято решение отступать. Вывел из-под обстрела двух бойцов. Сам выходил по просёлочной дороге, а ребят вёл по лесополосе, потому что вокруг всё было заминировано. Шли на протяжении семи–восьми часов, четыре раза я терял сознание. Но успешно добрались до точки эвакуации. У этих парней по сей день всё в порядке, а погибших бойцов нам удалось вытащить через два месяца», – рассказывает Чистый.
Каждый солдат с нетерпением ждёт отпуск. Командиру вырваться из боевых действий бывает непросто, оттого поездка домой становится ещё более долгожданной. Евгений признаётся, что в первые дни столкнулся с душевной «акклиматизацией». Ещё вчера ты был под обстрелом, а сегодня – в мирной жизни. Привыкнуть к новым условиям непросто.

Две недели он отдыхал с семьёй, водил дочку в бассейн, аквапарк, записал на гимнастику. Это время стало настоящим лекарством для сердца военного. На вопрос, чем собирается заниматься после победы, ответил:
«. Подал анкету в проект «Герои Югры». Точных планов не строю. Все мы там живём одним днём и понимаем, что случиться может что угодно. Время покажет. Но верим в лучшее!»
Комментарии