Сегодня о жигулях мечтают по-другому. Ретро-жигули – это как коллекционный экземпляр, который хранит в себе воспоминания, мощь и технологии советского автопрома. Но, как парадокс, советский автомобиль – по-прежнему роскошь, а не средство передвижения. Бережно сохраняемая машина – объект всеобщего внимания, гордость обладателя и даже повод для интервью.
С Николаем я познакомилась на SUP-прогулках, мы с ним состоим в одной группе единомышленников. С прошлого года, после обмена контактами, стала наблюдать в соцсетях увлекательные истории Николая и его раритетного автомобиля – ВАЗ-2102 «Жигули» – очень красивого глянцевого терракотового цвета. В народе такой автомобиль называют «жигули двойка».
Николай – молодой человек, и мне очень хотелось узнать, почему, когда все его ровесники выбирают иномарки – новые, навороченные и суперфункциональные, он предпочитает советское ретро-авто. Я напросилась на прогулку и разговор.
– Откуда у тебя такой автомобиль? Это наследство или личное приобретение?
ВАЗ-2102 «Жигули» я купил в прошлом году в Воронеже, у молодого парня. Тот, в свою очередь, приобретал этот автомобиль у самого первого хозяина, где-то в станице Краснодарского края. Первообладателю было в районе
80 лет. Видно, не так много он эксплуатировал свой жигулёнок: пробег у машины на момент моей покупки составлял всего сорок с небольшим тысяч километров. Человек, у которого я приобрёл эту машину, ездил на ней не больше трёх месяцев. А год выпуска авто – 1978-й. За 47 лет это очень маленький пробег, меньше тысячи километров в год. И сегодня, спустя год активного пользования у нас на севере, у моего жугиля всё, кроме колёс и стоек, заводское.
– Почему жигули, а не современная иномарка? Откуда такое желание и для чего? Какой главный критерий выбора ретро-автомобиля у тебя был?
– Такую машину я искал долго. Рассматривал варианты с москвичом, волгой. Для меня важны были внешний вид и хорошая сохранность автомобиля. А ещё, наверное, цвет. Когда увидел этот оттенок красного у ВАЗ-2102 – сначала на картинке, а потом и вживую – и представил себя в этом жигулёнке за рулём, сразу понял: мой автомобиль. Конечно, при покупке организовали осмотр на подъёмнике, чтобы проверить целостность дна, техническое состояние ходовой. Но, если бы внешний вид мне не понравился, я бы даже не рассматривал всё остальное. Многие покупают раритетные автомобили для того, чтобы их восстанавливать, чинить, ковыряться – словом, ради процесса. А моё желание было комплексное: купить жигули и поехать в них на море.
– Всё получилось?
– Да, покупку автомобиля я совместил с отпуском. Самолётом и поездом добрался до Воронежа. Потом, уже на купленной машине, – до Сочи, от Сочи – по всему Краснодарскому краю. В Волгограде был впервые. А потом отправился на своих жигулях в Нефтеюганск. В общей сложности прибавил к существующему пробегу шесть тысяч километров. Две недели испытывал свою «двойку» на прочность, а себя на выносливость.
– Почему на выносливость и прочность, машина ломалась в дороге?
– С ней за время моего южного путешествия ничего не произошло. Больше испытаний выпало именно мне как её новоиспечённому водителю. В советских жигулях, в сравнении с современными автомобилями, совершенно отсутствуют комфортные условия. Кондиционер в том числе. Август в Краснодарском крае похож на парную, свой жигулёвый трип по жарким, плавящимся от зноя дорогам я запомню навсегда. Ехал с открытыми окнами, меня обдувал горячий ветер. Я на ходу высовывал руки из окна, чтобы потоки воздуха направлять в салон. Вспоминал школьную физику. Приходилось чаще останавливаться, чтобы не закипел двигатель. Кресла в салоне без подголовников – искал удобное положение. Кожа на сиденье не перфорированная – жарковато было. Особенно после активного солнца, когда подгоришь на пляже. Я и за машину волновался, всё-таки возраст у неё почтенный, а как её эксплуатировали до меня – неизвестно. Не знаю, везение это или действительно в те времена качество машин было на высоте, но, кроме расхода на бензин, за время поездки я на авто ничего не потратил. В Нефтеюганск жигулёнок приехал в той же комплектации, в какой я его купил в Воронеже. Зато внимания на дорогах России я собрал очень много. Люди сигналили мне, махали руками, всячески приветствовали. В день я старался не особо много проехать, торопиться куда-то не требовалось – и 500, и 1000 км. Всегда по-разному, главное – чтобы комфортно. Считаю, мечта – от идеи до воплощения – реализовалась полностью. И с машиной, и с путешествием на юг нашей страны.
– Твоя «двойка» пережила уже нашу зиму?
– На самом деле жигули я покупал как автомобиль выходного дня. Но так сложилось, что ВАЗ остался у меня единственным авто, и на работу в ежедневном режиме нужно было на чём-то ездить. Комплект зимней резины для машины у меня был, покупал я только с колёсами в летнем варианте. Подогрева особенного для ВАЗа не требовалось, да и зима прошедшая оказалась тёплой. Кстати, печка в машине отличная, очень тепло зимой в салоне.
– Что тебя привлекает в вождении советского автомобиля? Расскажи о своих ощущениях.
– Я уже говорил, что в ВАЗ-2102 отсутствует всякий комфорт, к какому мы привыкли сегодня везде. Но, возможно, это преимущество. Как посмотреть. Именно в жигулях чувствую себя водителем, где я управляю автомобилем, а не он мной. В современных машинах остаётся только нажимать на кнопки, и они исполняют все твои желания. И нам всё мало, всё недостаточно хорошо. Мы забыли, что машину придумали для езды. Вот об этом я и вспомнил за рулём жигулей. Здесь я больше, нежели в современном авто, ощущаю сам автомобиль, его состояние, когда думает водитель, а не машина. В последних поколениях иномарок ты больше оператор, что ли, чем водитель. Всё движется к беспилотному управлению автомобилями. А жигули – классика. Все твои ошибки будут ощущаться на дороге. Важно быть профессионалом, чтобы оставаться безопасным для всех участников дорожного движения.
– Твои друзья как реагируют на твоё необычное увлечение советским автопромом?
– Я никому ничего не рассказывал до того, как пригнал машину домой. Меня уже здесь, в округе, в Нефтеюганске, видели за рулём жигулей. Не скажу, что очень уж удивил друзей. У меня много увлечений: катаюсь на сноуборде, обласах, сапборде, роликах, велосипеде. Принимаю активное участие в корпоративных спортивных мероприятиях, муниципального и окружного масштаба. Думаю, моё желание сесть за руль винтажного автомобиля – тоже часть моих увлечений. Попробовать себя, примерить на себя, испытать себя – в этом и есть жизнь. Просто, когда ты о чём-то мечтаешь, одного желания недостаточно – надо действовать. И всё получается. Так это работает. Ещё надеюсь, что пример заразителен. Может, я кого-нибудь мотивирую и направлю в ту сторону, где человек раскроется через хобби и будет по-настоящему счастлив. Способов самовыражения или проявления очень много, главное – захотеть, оглянуться вокруг и увидеть пример того, что может помочь трансформировать желание в реальное увлечение.
* ВАЗ-2102 «Жигули» – советский заднеприводный автомобиль с кузовом типа универсал. В народе назывался «двойкой» или «двушкой» по аналогии с седаном ВАЗ-2101.
Комментарии