Офицер, ветеран боевых действий по-военному сдержан, краток, каждое его слово – взвешенное. Сразу предупредил: «Вы уж, пожалуйста, без всяких там излишних художеств».
Армейская жизнь Валерию Владимировичу вполне привычна. Призванный на срочную службу в 2002 году, с 2004-го ещё пять лет служил по контракту в ракетных войсках стратегического назначения. Начинал рядовым, а по окончании службы уже был в звании старшего лейтенанта.
В 2010 году он, выпускник Томского государственного университета систем управления и радио-
электроники, устроился в «Юганскнефтегазгеофизику», где прошёл путь от инженера до начальника экспедиции.
29 сентября 2022 года был мобилизован. Эшелон формировался из представителей всех городов округа. В Елани, по словам Валерия Владимировича, бойцов обучали, развивали их военные навыки, улучшали знания по тактической медицине. Сальников был назначен командиром отдельного взвода в мотострелковых войсках.
«Ещё до Нового года мы пересекли «ленточку» боевых действий. Продвигались вместе с фронтом в Авдеевском направлении, захватывали и удерживали позиции – словом, выполняли боевые задачи», – рассказывает Валерий Владимирович.
Он, знающий военное дело, тем не менее убеждён: навыки всегда необходимо совершенствовать. И это касается не только физической подготовки, что обеспечивает выносливость, но и знаний по медицине, которые могут спасти жизнь.
Электронные враги
«Спецоперация – абсолютно новые военные условия. Здесь против человека настроена электроника. Чтобы обмануть её, необходимы логическое мышление и хитрость, – отмечает мой собеседник. – Приспосабливались мы по ходу дела. По сравнению с первыми годами ведения спецоперации сейчас значительно выросло количество дронов-камикадзе, со взрывающейся начинкой. Среди них и кумулятивные, прожигающие технику, и фугасные, и осколочно-фугасные, в том числе комбинированные, предназначенные для уничтожения зданий, бронированной техники, даже групп пехоты. Причём всё это постоянно модернизируется. Так, если в начале службы помогало антидроновое ружьё, то сейчас нет: частоты меняют в режиме реального времени. Именно поэтому все бои ведутся малочисленными группами, которые могут проскочить, прорваться, обмануть дроны противника, чтобы выполнить боевую задачу».
В арсенале воюющих сторон и автономные машины на гусеницах, с пулемётными системами, и управляемые ракетные системы.
«А вот это «Баба-яга», – демонстрирует Валерий Владимирович одну из фотографий. – В мирной жизни эти устройства называются агрокоптерами и применяются для опыления и опрыскивания полей. Сейчас противники приспособили их под сбрасывание боеприпасов. После сброса большой мины от деревянного домика остаётся лишь глубокая воронка».
Сохранить жизнь бойцов
Это, по словам Валерия Сальникова, и есть главная задача командира. И по мере возможности у него это получалось. «Я с ними всегда был рядом, а перед боевым заданием нередко в броне сам отправлялся на разведку, изучал дорогу», – говорит наш герой.
И, конечно же, постоянно передавал бойцам свой опыт. В том числе учил обманывать электронные технические средства. Для этого используются различные маскировочные и антитепловизионные костюмы. При этом необходимо учитывать многое. И не только цвет листвы деревьев или снега, но и атмосферные явления: идёт ли дождь, светит ли яркое солнце.
В помощь бойцам – глушители, подавители сигналов. Вместе с тем Валерий Владимирович всегда говорил ребятам, как важно самосовершенствоваться: развивать логичность мышления, хитрость, обдуманность действий, внимательность. По его твёрдому убеждению, эти качества для солдата не менее важны, чем смелость и храбрость.
Возможно, ему, в прошлом чемпиону Нефтеюганска по шахматам, удавалось простраивать каждый ход, находить верное решение.
Для него же, командира, в любой ситуации важно было сохранить самообладание. «Если страх победит – начнёшь ошибаться, а ошибка стоит жизни вверенных тебе людей», – отмечает Сальников.
Согревало душу
Дух бойцов, по словам командира, поднимала поддержка югорчан. «.
Согревало душу и общение с родными: переписывались, а когда работала связь, иногда созванивались. Весточек от Валерия Владимировича ждали жена, родители, братья. Два года и полтора месяца судьба хранила его.
Но в начале ноября 2024 года, укрываясь от дрона-камикадзе, Валерий Сальников подорвался на мине – врачам пришлось ампутировать оставшуюся часть ноги. Восстанавливался в разных российских городах, в том числе в филиале госпиталя Бурденко. Согласно программе реабилитации в Нижневартовске для него изготовили протез.
Адаптация к мирной жизни
Сейчас Валерий Владимирович в отпуске, занимается оформлением перевода на контрактную службу в Нефтеюганске. «Пока адаптируюсь к мирной жизни, – говорит ветеран боевых действий. – Здесь, оказывается, тоже приходится воевать, но с бюрократизмом, оформляя разные бумаги».
Поражает офицера и факт, что для значительной части населения СВО как бы и нет: люди живут, не осознавая, что кто-то ради их мирного существования рискует здоровьем, а то и жизнью.
«Там, где идёт спецоперация, – тоже территория России. Мы для этого туда и были мобилизованы, чтобы сюда ракеты не долетали. А получается большинству это безразлично. А так быть не должно. Обществу надо объединиться и помогать всеми силами нашим бойцам», – справедливо считает Сальников.
Как ни пыталась узнать у боевого офицера, что ему довелось пережить более чем за два года службы, мне это не удалось.
«На эмоции там тратить время некогда и нерационально. Каждый раз нужно было дойти до определённой точки и выполнить боевую задачу. Этим и занимался вместе с вверенными мне бойцами», – ответил он скромно, коротко и с достоинством.
Но две государственные награды – «Медаль за отвагу» и орден Мужества – говорят о Валерии Сальникове больше любых слов.
Комментарии