В республиканском МВД рассказали о новых видах кибермошенничества – сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
Сегодня в Министерстве внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике состоялся брифинг, на котором обсуждали новые виды мошенничества и рассказали о способах себя обезопасить.
В ведомстве подчеркнули, что сейчас наблюдается рост данного вида преступлений, а способы обмана - всё более изощренные. Связано это с тем, что хищение средств происходит без прямого контакта с потерпевшим – посредством мобильных звонков или сообщений.
Начальник ООДУУП и ПДН МВД по КБР, полковник полиции Мурат Хажнагоев отметил, что злоумышленники являются хорошими психологами, которые без труда могут составить психологический портрет жертвы, опираясь на возрастные данные и темперамент человека.
«Учитывая данные проведенного анализа, можно утверждать, что для каждой возрастной группы мошенники подбирают определенные психологические манипуляции и воздействуют на болевые точки человека. Схема, с которой мы часто сталкиваемся – это так называемые «безопасные счета». Жертвами этой схемы чаще всего становятся люди в возрасте от 50 лет и выше. Мошенник, представившись сотрудником банка, убеждает снять все имеющиеся денежные сбережения и перевести их на якобы безопасный счет», - сказал Мурат Хажнагоев.
Связано это с тем, что люди в солидном возрасте чаще всего имеют сбережения в банке, которые боятся потерять. У молодых людей другая задача – быстро заработать.
«Молодым людям предлагают вложиться в акции, которые специально для них подобрали брокеры, предлагают сверхприбыль за короткий срок. Тем самым убеждают граждан вкладывать свои денежные средства в так называемые акции каких-либо предприятий, совершать инвестиции», - прокомментировал Мурат Хажнагоев.
В отличие от первых двух схем, взлом мессенджеров и рассылка вирусных сообщений уже становятся менее эффективными, но не менее распространенными. Многим людям по сей день приходят просьбы о помощи от знакомых, родственников, чьи контакты сохранены в записной книге. В этом случае необходимо созвониться с человеком и удостовериться, что пишет именно он. В ином случае – игнорировать.
Звонки от оператора сотовой связи также могут стать причиной потери денег, рассказал заместитель начальника отдела СУ УМВД России «Нальчик», капитан юстиции Руслан Молов. Преступник звонит абоненту с просьбой продлить период пользования данным номером телефона.
«На первый взгляд, просьба безобидная. Есть люди, которые пользуются своим номером уже 10-15 лет и не хотят его потерять. Они соглашаются закрепить за собой номер телефона – диктуют код из СМС», - отметил Р. Молов.
Получив код, мошенник может попасть в личный профиль гражданина на портале «Госуслуги», завладев всеми его данными.
На брифинге подчеркнули, что обращаться в правоохранительные органы следует сразу же после факта обмана – счет идет на минуты. Более того, если человеку всё же удалось распознать мошенника и не попасть в ловушку, ему также необходимо рассказать о попытках.
О том, какие моменты при разговоре с незнакомым человеком должны насторожить собеседника, рассказала заведующая отделом по психологической работе Республиканского клинического центра психологии и наркологии Инна Лысакова.
«Начну с того, что в первую очередь – это эмоции. Человек может плакать, изображать то, что он попал в беду. Услышав такую интонацию, вам будет сложно сохранять трезвый ум и здраво размышлять. Более того, мошенники чаще всего не дают шанса позвонить третьим лицам и не разрешают медлить – требуют от вас принять решение как можно скорее», - отметила Инна Лысакова.
Второй «красный флаг», который нельзя игнорировать, – это конструкция предложения в ультимативной форме: или – или. Злоумышленник ставит жертву перед выбором, эмоционально воздействуя на нее. Звонки несколько раз подряд также являются одним из способов давления.
На брифинге присутствовали представители общественного совета при УМВД России «Нальчик». Общественники предложили сделать упор на профилактическую работу: снимать эффективные социальные ролики и транслировать их на экранах в поликлиниках и МФЦ, запускать аудиообращения в торговых центрах, в общественном транспорте, на вокзалах.
Сотрудники МВД утверждают, что немаловажную роль на себя должны взять молодые люди, которые на регулярной основе будут рассказывать своим старшим родственникам о новых видах мошенничества.