Вопросы экологического состояния городов и районов нашей республики, чистоты улиц и общественных территорий, безусловно, волнуют большинство жителей Кабардино-Балкарии.
В последние годы мы часто слышим информацию о «мусорной реформе», обсуждению вопросов по наведению порядка в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, увеличению процента вторичной переработки мусора и минимизации его захоронения. Каждый человек хочет, чтобы в его доме и вокруг было чисто, чтобы бытовой мусор, который мы ежедневно производим и выносим на мусорную площадку, скорее вывозился, не портил облика территории, не тревожил зловонным запахом. Однако мало кто задумывается, что происходит с этим мусором дальше, кто отвечает за него и какие этапы он проходит, как его накопление где-то далеко от людских глаз может повлиять на нашу экологию, здоровье, и, самое главное, – что мы оставим в наследство будущим поколениям.
Идея изучить и осветить проблему обращения с твердыми коммунальными отходами, этапами, которые они проходят перед конечной утилизацией, беспокоила меня как журналиста и общественника долгое время. Возможно, подробная серия авторских репортажей о работе республиканской системы обращения с коммунальными отходами «изнутри» впервые будет опубликована в СМИ.
С 2018 года в Кабардино-Балкарии работает региональный оператор «Экологистика», призванный быть на передовой в реализации «мусорной реформы», сделать облик городов и районов республики чище. Работа «Экологистики» с тех пор часто попадает в топ обсуждений в социальных сетях в разных ракурсах, в том числе и негативных, но при этом невозможно не заметить старания этой организации в налаживании эффективной работы, новую спецтехнику на улицах города, появление современных евроконтейнеров и мусорных площадок, людей, которые днем и ночью убирают наши мусорные площадки, а также работу пресс-службы, которая делает все возможное для налаживания диалога и обратной связи организации с населением.
Чтобы самому разобраться в этом вопросе и донести объективную информацию до населения, мы попросили гендиректора «Экологистики» Рустама Кочесокова дать развернутое интервью (опубликовано РИА КБР 22.10.21 г.) и рассказать о работе организации, планах, проблемах и их решении. В ходе беседы он предложил мне посетить Урванский мусорный полигон как главное место сбора ТКО в республике, чтобы посмотреть весь цикл обращения с мусором и написать об этом авторский материал.
На днях, в сопровождении начальника отдела пресс-службы «Экологистики» Милы Качлаевой, мы выехали на полигон. Расположен он недалеко от дорожной развязки между селением Урвань и городом Нарткала на огороженной территории заброшенного песчано-гравийного карьера на площади в 32 гектара. Полигон является муниципальной собственностью г. о. Нальчик и находится в эксплуатации с 2013 года. На территории полигона находится мусоросортировочный комплекс, который с 2015 года производит сбор, сортировку и захоронение мусора со всей республики. С 2018 года полигон находится во временном владении и пользовании «Экологистики».
На полигоне под присмотром администратора постоянно работают 27 человек. С утра и до позднего вечера непрерывной вереницей сюда подъезжают мусоровозы, которые сваливают груз в центре площадки. В зависимости от времени года в сутки свозится от 700 до 1400 тонн мусора с более чем 4500 контейнеров на 85 единицах спецтехники. Далее весь мусор, кроме строительного и крупногабаритного, попадает на конвейер. Сначала он проходит через огромную машину, где происходит его механическое дробление на мелкие фракции. После мусор попадает в сортировочный цех, где несколько человек вручную выбирают из общей массы алюминиевые банки, пластик, стекло и бумагу.
Вид этих людей, перебирающих наш мусор, который, быть может, еще утром по дороге на работу был вынесен из дома и брошен в контейнер, вызвал смешанные чувства. С одной стороны, этих трудяг было искренне жаль, поскольку им досталась такая «грязная» и неблагодарная работа, но, с другой стороны, почти никто из нас ни за какие деньги не захотел бы там стоять, и эти люди оказывают всему обществу большую услугу, они достойны самых добрых слов благодарности от общества.
С работниками сортировочной линии удалось пообщаться, они оказались довольно вежливыми и открытыми людьми, на жизнь и работу никто не жаловался, а их заработная плата зависит от количества собранного вторсырья. Сразу вспомнил, что гендиректор «Экологистики» в интервью отдельно говорил о зарплате сотрудников, повышение которой сильно тормозится низкой платежной дисциплиной населения, поэтому среди водителей, грузчиков и сортировщиков наблюдается высокий уровень текучки кадров, который составляет около 30% в год, а долги населения перед организацией превышают 500 миллионов рублей. При этом одной из главных задач «Экологистики» является повышение уважения к труду работников данной отрасли.
Ребята рассказали мне, что в зависимости от сезона за смену они сортируют до 2,5 тонны пластиковых бутылок, 250 килограмм алюминиевых банок, 2 тонны картона и бумаги и 3,5 тонны стекла. Всего из общего количества мусора удается извлечь до 12 процентов вторсырья. Когда я увидел сортировочную линию, то понял, что мусор, который моя семья и другие неравнодушные граждане собирают по фракциям еще у себя дома и отдельно выбрасывают, реально облегчает труд сортировщикам, потому что его легче извлечь, когда он лежит рядом.
При этом ребята сообщили, что строительный и иной крупногабаритный мусор, которые граждане «втихую» выбрасывают в контейнеры, создает им массу проблем. К примеру, осколок бетона с арматурой может заклинить дробилку, повредить оборудование, и на его извлечение уходят многие часы, иногда дни. Из-за простоя конвейера накапливаются сотни тонн мусора, которые потом в авральном режиме приходится разгребать. Это лишь один пример последствий беспечного отношения людей к чужому труду, который ежедневно добавляет проблем и без того в непростую работу «мусорщиков».
Ребята, кстати, рассказали, что периодически находят в мусоре случайно выброшенные документы, и потом через социальные сети ищут их владельцев, чтобы сообщить о находке и вернуть. Из проблемных вопросов работники сортировочного комплекса также отметили, что часто к ним на территорию граждане подбрасывают домашних питомцев, которых, по сути, выкидывают на улицу поближе к свалке на произвол судьбы.
Далее отсортированное вторсырье автоматическим путем поступает в пресс и отправляется на вторичную переработку:
- бумага – на республиканский завод «Эрпак» для производства тары и упаковки из 3-х и 5-слойного гофрированного картона;
- стекло – на предприятие «Кавминстекло» для производства стеклянных бутылок и банок;
- пластик покупает фирма «Селена», из него изготавливают текстильную нить, из которой производят постельное белье известного бренда;
- алюминий поступает на металлоприемные пункты.
Весь оставшийся «бесполезный» мусор направляется на захоронение в специально отведенную часть бывшего карьера, площадью в 11,1 гектара. Это, пожалуй, самая печальная картина беспомощности человека в обращении с последствиями развития технологий отходного производства. Сотни тонн разноцветного неперерабатываемого мусора под тяжестью ковшей и гусениц бульдозеров сбрасываются в крутой обрыв, закатываются и утрамбовываются на веки вечные во чрево земли.
Стоя наверху полигона, будто находишься у края отвесного горного обрыва, уходящего вглубь на 30 метров, только нет чувства радости, к которому привык, созерцая в горах красоту и величие нашей природы. От мысли, что под тобой гора из мусора, которую, скорее всего, никто и никогда уже не извлечет из-под земли, становится просто жутко. Но этот мусор приехал на полигон и уже не разнесется по округе, а сколько стихийных свалок еще находятся в поймах рек, лесах и оврагах, на окраинах селений и ферм, где люди не понимают, что нельзя жить одним днем, и что кому-то придется отвечать за это и убирать за кем-то.
Также возникла мысль о том, что если бы больше жителей нашей республики, в особенности школьников и студентов в рамках учебно-воспитательного процесса, посещали этот полигон в формате тематической экскурсии и своими глазами видели эту практически постапокалиптическую картину, понимали, что каждый вносит в эту картину свой «вклад» в виде 600-700 килограммов мусора ежегодно, возможно, многие бы пересмотрели вопрос личного отношения к природе и труду людей, отвечающих за чистоту.
Работники полигона рассказывают, что в прошлые годы здесь была жуткая антисанитария, технологии захоронения мусора не соблюдались, имели место длительные и масштабные возгорания с едким дымом, который отравлял все вокруг зловонным гнилым запахом. «Аромат» ощущался в близлежащих населенных пунктах и на федеральной автодороге «Кавказ».
С появлением в республике регионального оператора «Экологистика» ситуация кардинально улучшилась. В этом году на полигоне была правительственная комиссия, включающая представителей Министерства природных ресурсов и экологии КБР, Росприроднадзора и Минстроя, чтобы дать оценку состояния полигона, и пришла к выводу, что он соответствует всем основным санитарным нормативам. Для предупреждения опасности возгорания и испарения вредных газов каждый последующий слой мусора засыпается слоем песка и гравия, работает дренажная система слива грязных вод.
Отдельный и большой сектор на полигоне с недавних пор занимает многолетний мусор, вывозимый в рамках рекультивации Тырныаузской свалки, который по цвету явно отличается от «свежего» мусора. При этом «тырныаузский» мусор своим объемом резко сократил площадь под захоронение Урванского полигона.
Основной проблемой сегодняшнего дня на полигоне является то, что остаточный объём первой секции обеспечит захоронение отходов до марта 2022 года, а другого места для захоронения в республике нет. В дальнейшем складирование и захоронение отходов необходимо осуществлять во второй секции, которую еще не начинали готовить. «Экологистикой» разработана проектно-сметная документация на работы по вводу в эксплуатацию второй секции на площади в 6,1 гектара, рассчитанных на 7,3 года работы. Этот вопрос, по словам гендиректора Рустама Кочесокова пока еще согласуется с правительством республики. Решение вопроса по второй секции полигона позволит республике выполнить основные показатели Федеральной программы комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Также в настоящее время прорабатывается вопрос строительства современного мусоросортировочного завода объемом до 300 тыс. тонн мусора в год, а также строительства биогазовой электростанции, которая будет обрабатывать органические отходы, в том числе от сельского хозяйства и животноводства, которые на сегодняшний день захораниваются. Таким образом республика может достичь показателей до 60 процентов от общего объема мусора на вторичную переработку, но когда это произойдет, никто сказать не может.
***
Большинство жителей нашей республики гордятся своей малой родиной, которая славится на весь мир высотой Эльбруса, глубиной Голубого озера, бескрайними альпийскими лугами, монолитными скалами, вечными ледниками и чистейшей водой. Мы не создавали эту природу, но именно в этих краях поселились наши предки, которые, так же как и мы, восхищались ее красотой и грандиозностью, оставили природу чистой для нас, и мы должны позаботиться о тех, кто будет жить здесь после нас.
Конечно, современное человечество сталкивается с экологическими угрозами, которых не было раньше. Во многом вопрос чистоты окружающей среды зависит от нашего отношения к ней не только в своих домах. Никто не придет и не сделает за нас всю «грязную» работу, решив проблему мусора, пока люди не осознают, что от каждого из нас зависит, какой будет облик природы, вода и воздух.
Сегодняшние планы и попытки государства и общества решить проблему мусора однозначно войдут в историю нашей маленькой республики и большой страны, а последующие поколения уже сами дадут оценку этой работе.
Тенгиз Мокаев, корреспондент РИА «Кабардино-Балкария, член Русского географического общества