Учитель истории из городской школы № 1 Егор Кондратов давно интересуется темами Гражданской, Советско-финляндской и Великой Отечественной войн, особенно изучает их малоизвестные страницы. Сегодня мы предлагаем нашим читателям его статью в форме исторического исследования о формировании Финляндской Народной армии и её роли в Зимней и в Великой Отечественной войнах.

Национальные воинские формирования РККА ведут свою историю с самого момента появления Красной Армии. Множество национальных частей принимали участие в Гражданской войне в России. После ее завершения они продолжили существовать в структуре РККА. В Красной Армии числились азербайджанские, армянские, грузинские, узбекские, казахские, калмыцкие, латышские и множество других национальных военных формирований. Во всем этом многообразии существовали и подразделения, формировавшиеся из финнов и родственных им народов. Однако постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О национальных частях и формированиях РККА» отказ от формирования национальных частей был законодательно закреплен 7 марта 1938 года, и большинство таких частей РККА было расформировано.

Стоит отметить, что тема национальных частей, состоявших из финнов и родственных им народов (карелов, вепсов, ингерманландцев), остается малоизученной в российской исторической науке. Впервые в РККА воинская часть из финнов и карелов была сформирована 15 октября 1925 года. Этим подразделением стал отдельный карельский егерский батальон. Комбатом был этнический финн, член партии Э.Матсон. В батальоне имелось 3 стрелковых роты, одна саперно-пулеметная рота, взвод связи, взвод разведчиков-кавалеристов, взвод саперной маскировки и взвод артиллерии. Также в состав подразделения входили хозяйственная и музыкальная команды. К 1927 году численность личного состава батальона достигала 722 человек. Командный состав состоял исключительно из финнов, а рядовой состав на 65 процентов состоял из карел, на 34 процента из русских, и оставшийся 1 процент составляли другие финские народности.

Отдельным постановлением бюро Карельского обкома ВКП(б) от 20 ноября 1930 года «О необходимости развертывания отдельного карельского егерского батальона в отдельную егерскую бригаду» численность национальной финской части была увеличена. Формирование Карельской Егерской бригады завершилось к концу 1930 года. Однако, как было сказано выше, к 1938 году большинство национальных подразделений было расформировано. Отдельную Карельскую Егерскую бригаду расформирование затронуло еще на 3 года раньше. В марте 1935 года карельский обком РКП(б) решил её расформировать, официально целью расформирования была «борьба
с финским национализмом». После расформирования подразделения около 200 человек из командного, сержантского и рядового состава были репрессированы, а командир бригады Н. Кальван был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в 1938 году. Репрессии коснулись и первого комбата КЕБ Э.Матсона.

Кноябрю 1939 года переговоры между СССР и Финляндией по вопросу удаления границы от Ленинграда закончились провалом, Советский Союз стал готовиться к силовому решению вопроса. Для идеологической составляющей будущей войны было необходимо финское воинское подразделение, которое представляло бы «народную» финскую армию, якобы ведущую в союзе с СССР борьбу за свободу трудящихся финнов от бремени капитализма и угнетения.

Приказом К.Е.Ворошилова от 23 ноября 1939 года в Петрозаводске, на базе 106 стрелковой дивизии, началось формирование 1-го горно-стрелкового корпуса (ГСК) Финляндской Народной армии. Командиром корпуса назначили финна Акселя Моисеевича Анттилу, комиссаром – Филиппа Николаевича Егорова. Для создания 1-го ГСК Финляндской Народной армии (ФНА) в кадрах вооруженных сил стали восстанавливать ранее репрессированных командиров РККА финской национальности. Рядовой и младший командный состав формировался из финнов, проживавших в СССР, ингерманландцев, карел и частично вепсов.

С учетом того, что ФНА не являлась подразделением РККА и не входила в ее состав, а мировому сообществу было объявлено, что это армия независимой демократической Финляндии, то остро встал вопрос об обмундировании. Одевать ее бойцов в форму РККА власти Советского Союза посчитали недопустимым и нашли выход: бойцы и командиры ФНА были обмундированы в форму армии Польши, которая была захвачена во время похода в Западную Украину и Западную Белоруссию в сентябре 1939 года. Польские конфедератки были заменены шапками-ушанками, а что касается знаков отличия и званий, то были сохранены аналоги званий и знаков отличия РККА.

Также для рядовых и командиров ФНА разработали текст новой воинской присяги, которая, впрочем, была почти идентична присяге Красной Армии. Она звучала так: «Я, воин Народной армии Финляндии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все указания Народного правительства Финляндии, требования воинских уставов и приказы командиров
и комиссаров».

Стоит отметить, что среди бойцов ФНА случались прецеденты отказа от присяги. В основном отказывались присягать те бойцы, которые ранее уже служили в РККА и не желали принимать присягу во второй раз. Однако комиссары ФНА проводили с такими бойцами разъяснительные беседы, в результате которых присягу они все-таки принимали.

Егор КОНДРАТОВ
(Продолжение следует.)