Крепость Пор-Бажын долгие годы оставалась тайной для экспертного сообщества. Развалины находятся на острове в озере Тере-Холь в одном из самых труднодоступных районов Тывы. Ученые не могли с уверенностью говорить ни о его происхождении, ни о назначении.
Впервые руины исследовал в 1891 году русский ученый географ и этнограф Дмитрий Клеменц. В XX веке этой точкой на карте заинтересовался археолог Севьян Вайнштейн. Он провел раскопки на рубеже 1950-60-х годов. Ему удалось описать наиболее правдоподобное назначение некогда стоявшего в этом месте сооружения. По его мнению, крепость была возведена в период 3-го уйгурского каганата в VIII веке. Точной датировки не удалось установить по результатам раскопок. Однако Вайнштейн предложил считать датой создания 750 год. Эта теория принималась за основу и другими авторами.
К широкомасштабным раскопкам удалось вернуться в 2007-2008 годах. Инициатива исходила от главы МЧС России на тот период – уроженца Тывы Сергея Шойгу. Удалось обнаружить любопытный факт: крепость после постройки совсем не использовалась. По этой причине культурный слой внутри крепости оказался очень бедным.
Когда традиционные методы бессильны, на помощь придут естественно-научные. Исследователи сделали несколько спилов трех стволов лиственницы, которые были замурованы в основании глинобитных стен Пор-Бажын. Предположительно, их использовали для разметки будущего строения. Материал прекрасно сохранился из-за того, что находился в зоне вечной мерзлоты. Радиоуглеродный анализ спилов стволов помог определить возраст омертвевшего органического вещества. Как правило, точность составляет где-то 50 – 100 лет. Но эти данные слишком расплывчатые.
За основу взяли дополнительный параметр для исследования – последовательные группы древесных колец. Отталкиваться было решено от всплеска содержания радиоуглерода в атмосфере, который был зафиксирован в 775 году. Впервые это явление было описано в журнале Nature в 2012 году. Редакция опубликовала статью японских исследователей. Они изучали единичные годичные кольца 1800-летнего кедра и обнаружили всплеск содержания радиоуглерода в атмосфере в 775 году. Этот всплеск связан с аномальной вспышкой на Солнце в тот год. Явление получило название «событие Мияке».
Идея использовать описанное событие для точного датирования Пор-Бажына появилась сразу, однако в России лабораторий, выполняющих исследование методом ускорительной масс-спектрометрии, не было. Зарубежные изыскания не позволяли объемы грантов.
В 2018-м российские ученые смогли отправить спилы на анализ в Гронингенский университет (Нидерланды).
«Мы отправили в Гронинген три спила лиственницы из стен Пор-Бажына. Для изучения был выбран один из них с достоверно сохранившейся корой, и в нем, в третьем кольце от коры, было обнаружено то самое событие Мияке! А изучение самого молодого кольца на клеточном уровне позволило дендрохронологам из Гронингена определить, что дерево было срублено летом. Так был установлен не только год, но и сезон начала строительства – лето 777-го. Длилось строительство, по данным археологов, два летних сезона», — пояснил профессор географического факультета МГУ, заместитель директора Института географии РАН Андрей Панин.
В 779 году случился антиманихейский переворот, в ходе которого правитель был убит. Ученые убеждены, что крепость Пор-Бажына – это манихейский монастырь, а не оборонительное сооружение, как считалось ранее. Прежние правители не успели им воспользоваться, а новым он был не нужен. Так объясняется главная загадка отсутствия культурного слоя – следов использования.
Это исследование стало одним из первых по части использования радиоуглеродной диагностики астрофизических событий средневековья для точного датирования археологических памятников.
Комментарии