Какие выводы можно сделать из прошедших протестов?
«Первый вывод – это то, что протест радикализован. Второе, люди уже не опираются на закон – Конституцию. В 2011 году, выходя на Болотную, они апеллировали Конституцией и законом, а сейчас они просто хотят справедливости и смены этого режима. То есть, мне кажется, что этот протест не показательный с точки зрения количества участников, потому что зима, потому что ковид, потому что куча проблем. Я думаю, что это на самом деле заход на большую протестную волну этого года, которая начнется в августе и закончится октябре – этот протест просто “первая ласточка” к протестам, которые мы получим с августа по октябрь».
Песков говорил, что недовольных мало – это просто какая-то горстка самых активных вышла на площади городов, а остальных больше и их все в целом устраивает. Как можно в целом оценить недовольство и протестные настроения в России?
«Недовольных у нас много, просто между протестными настроениями и протестными действиями есть дистанция. На самом деле, пойти на площадь, выразить свое отношение к чему-то – это серьезный шаг, акт гражданского мужества и на это нужно иметь смелость. А пойти и проголосовать против партии власти – это уже проще. Я думаю, что на самом деле протестные настроения в стране растут, а что касается подтекстных действий, то они, скорее всего, выразятся в протестном голосовании, хотя в августе-октябре будет больше желающих выйти на улицы и, самое главное, что люди не боятся и даже готовы вступать в столкновения с правоохранителями. Мне кажется, что самый главный вывод – никакие опросы не показывают изменения протестных настроений в стране, потому что, отвечая на вопросы социологов, люди врут, а вот, что касается протестов настоящих на улице, тут власти стоит задуматься – это только самое начало».
Много со стороны государственных СМИ говорилось про вовлечение детей в митинги. Как по вашему мнению, команда Навального нарочно использовала популярные среди молодежи соцсети для распространения информации, тот же TikTok?
«На самом деле я думаю, что это самодеятельность. Моя дочь, ей 8 лет, мне полгода назад сообщила – “Пап, ты знаешь, что Путин робот?”. Поэтому, это в большей степени делают люди, которые там сидят, как и многие другие, начинают действовать вне какой-то координации со штабом Навального. Есть много людей, которые научились пользоваться современными коммуникациями, технологиями, инструментарием, и которые против власти. Власти же удобно свалить вину на Навального, но это все самодеятельность. Мне кажется, проблема нашей власти в том, что она не признает субъектность населения, будто люди в самом деле сами по себе ничего не могут, обязательно нужны организаторы, коврижки и пряники из Госдепа и какая-то инструкция. Ничего подобного – самоорганизация, это самое страшное для нашей власти».
Есть ли признаки того, что власть уже воспринимает эту протестную волну, как такую серьезную угрозу для своей стабильности?
«Истерическая реакция на самом деле – мы 3 дня видели истерику по этому поводу, по поводу протестов. При этом, замечу, на самом деле власти демонстрируют адекватность. Я не хочу ее критиковать в стиле – “власть неадекватна, потеряла ощущение реальности”. Нет, если бы они утратили ощущение реальности, они бы эти протесты разгоняли по типу белорусских – с жертвами и кровью, но этого не произошло. Власть все-таки пытается выдержать баланс. Но есть одна серьезная проблема. Во-первых, наша власть серьезно верит в конспирологию, заговор – все, что не делается, делается Госдепом. Неправда, революцию готовят, как раз сами власти, а не революционеры, которые приходят на готовое. Второе, что касается попыток показать свою лояльность, на самом деле – это самое страшное для власти, когда все стараются показать свою лояльность и это выглядит очень смешно».
Фрагмент передачи «Информационный канал» на радиостанции «Эхо Москвы» – интервью с политологом и руководителем «Политической экспертной группы» Константином Калачевым. Эфир от 24 января 2021 г.