Жизнь всё время доказывает, что с рабочей профессией не пропадёшь. Тех, кто хорошо умеет крутить баранку, ремонтировать и изготавливать оборудование, компании буквально рвут на части. Но при этом некоторые изменения на рынке труда всё же произошли. Если десять лет назад был высок спрос на рабочих в сфере строительства, то сейчас увеличивается численность персонала на обрабатывающих производствах, в том числе — на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Мы выбираем, нас выбирают
По информации центра занятости населения Красноярска, сегодня очень востребованы профессии фрезеровщика, сверловщика, оператора станков с программным управлением, слесаря-инструментальщика, слесаря механосборочных работ, слесаря-сборщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов, монтажника радиоэлектронной аппаратуры. Зарплата, которую предлагают этим категориям сотрудников, колеблется в диапазоне от 50 до 70 тысяч рублей.
Также на производстве в почёте машинисты спецтехники, а именно такого транспорта, как бульдозер, экскаватор, автомобильный кран. В больницах же, например, ощущается нехватка медсестёр, фельдшеров, санитаров. Примерно такой расклад существует пару последних лет. И все это, вроде бы, понимают. Тем не менее значительная часть соискателей хотят быть белыми воротничками.
— С начала января к нам приходили и звонили почти десять тысяч красноярцев, и оказалось, что только у трети из них есть рабочая профессия, — констатируют в отделе анализа рынка труда и информирования городской службы занятости. — Большая часть обратившихся имеют профессии служащих и ищут соответствующие должности. К примеру, администратором хотят устроиться 564 человека, бухгалтерами и экономистами — 473, менеджерами по работе с клиентами — 455, инженерами различной специализации — 269. Офис-менеджерами и делопроизводителями — 145 кандидатов.
По словам рекрутеров, почти 400 красноярцев озвучили своё желание занять руководящие должности — директора или его заместителя. А вот тех, кто готов идти в газоэлектросварщики, среди обратившихся — всего около 40 человек. Вакансиями машиниста крана заинтересовались 26 жителей краевого центра, машиниста экскаватора — 15 человек. Управлять бульдозером пожелали меньше десяти горожан. Потенциальных сварщиков набралось восемь (и столько же — токарей), каменщиков — четверо, бетонщиков — трое.
Означают ли такие цифры, что многие по-прежнему рвутся в начальники? Отчасти — да. Но вместе с тем у людей, деятельность которых связана с ручным трудом, и особенно с дефицитными специализациями, очень развита такая система оповещения о вакансиях, как сарафанное радио. И они идут не в службу занятости, а — следуя совету друга или родственника — напрямую в отдел кадров какого-то конкретного предприятия. И бывает, что там им предлагают несколько вариантов на выбор.
— Рабочие нам требуются постоянно, — сообщили «Городским новостям» в одной из энергетических компаний. — Мы можем рассмотреть кандидата и с вузовским дипломом, и с техникумом, и даже со школьным аттестатом. Варианты для разбега есть. У нас хорошо выстроен процесс обучения, наставничества. Новичку помогают приобрести опыт, важный именно для нашего производства. Главное, чтобы у него самого было желание овладевать знаниями и навыками».
Закройщика заказывали?
В каком-то смысле поиск работы — это тоже работа. Чтобы не упустить каких-то возможностей по применению своих талантов и навыков и избежать в дальнейшем разочарования, лучше всё-таки использовать все имеющиеся ресурсы. Направлять резюме в подходящие места, изучать в объявлениях требования к соискателям и в случае необходимости осваивать новые компетенции — в том числе через центр занятости, у которого есть много инструментов для того, чтобы помочь кандидатам и компаниям найти друг друга.
Существует, в частности, система трудоустройства под заказ. Работодатели оглашают список актуальных вакансий, а сотрудники центра занятости проводят отбор кандидатов, состоящих на регистрационном учёте и готовых к переобучению. Эти люди получают новую специальность именно под нужды определённой отрасли — например, оборонно-промышленного комплекса, — и сразу же трудоустраиваются.
Бывают и индивидуальные запросы, исходящие от человека — по причине жизненных обстоятельств либо выгорания и потребности кардинально всё поменять. Были реальные случаи, когда красноярка — в прошлом вышивальщица — переквалифицировалась в водителя погрузчика, а молодой человек, который несколько лет трудился на Севере машинистом насосных установок в крупной топливной компании, освоил профессию закройщика. Впоследствии он получил от центра занятости единовременную финансовую помощь, открыл собственную кожевенную мастерскую и теперь успешно занимается творческим делом.
Для сильных и выносливых
Служба занятости Красноярского края обнародовала рейтинг, согласно которому в топ-5 самых высокооплачиваемых и востребованных профессий в 2024 году попали водитель, слесарь, монтажник, инженер и машинист.
Для водителей заявлено свыше 4,1 тысячи вакансий, им готовы платить весьма приличные деньги — в Богучанском районе, управляя бензовозом, можно заработать до 400 тысяч рублей в месяц. А в Ачинске, куда недавно прислали современные экобусы, на курсах от местного отделения кадрового центра «Работа России» несколько человек прошли переобучение и уже оттачивают полученные навыки.
— Машины новые, задачи интересные, — коротко прокомментировал Семён Будиков, один из тех, кому доверено управлять чудо-техникой.
Судя по рейтингу краевой службы занятости, на предприятиях региона не хватает слесарей, и их, так же, как и водителей, мотивируют рублём. Так, на добывающем предприятии в Дудинке слесарю по обслуживанию буровых установок шестого разряда предлагают до 262 тысяч рублей в месяц.
Монтажников с начала года в Красноярье требовалось 2,4 тысячи, на сегодня открыто 1,3 тысячи вакансий с зарплатой, достигающей 150 тысяч рублей. К примеру, такое вознаграждение будет у электромонтажника в Норильске.
Мужчины, для которых приемлем вахтовый метод, также неплохо зарабатывают во время уборочной страды в качестве комбайнеров. По информации сотрудников крепких хозяйств из богатых зерном районов, к ним на сезон иногда устраиваются горожане. Но в битве за урожай своя специфика. Нельзя дать колоскам уйти под снег, так что дорога каждая минута, и времени на отдых иногда совсем нет.
Акцент
Помимо людей, владеющих рабочими профессиями, в Красноярске не хватает учителей, психологов, логистов, операторов связи и, как ни странно, толковых менеджеров. Востребованы и опытные руководители производственных подразделений. У главного механика и главного энергетика на городских предприятиях доход начинается от 100 тысяч рублей.