«Плетунами» и «плетуньями» участники СВО называют тех, кто создаёт маскировочные сети. Этот важнейший расходный материал жизненно необходим на передовой всем, будь то пехотинцы, танкисты или артиллеристы, и требуется постоянно в значительном объёме.
В Красноярске волонтёры обосновались в уютном помещении культурного пространства «Каменка». Когда мы прибыли на место, там трудились около 15 человек, в том числе студенты СибГУ имени М. Ф. Решетнёва. За неспешной беседой они ловко вплетали ленты в основу — ниточную сеть.
— Помогать участникам СВО и их семьям по возможности мы начали с весны 2022-го. Всё очень активизировалось с мобилизацией, когда ребята, призванные из запаса, не могли найти в магазинах необходимые вещи по спискам из военкомата. Тогда стали призывать общественность, организации, благотворительные фонды для сбора гуманитарной помощи и передачи посылок от родных, — вспоминает основатель пункта Надежда Козлова. — Потом мы анализировали, что можем делать своими руками для бойцов. Выяснилось, что очень важны маскировочные сети.
Так открылся первый пункт на правом берегу в библиотеке имени П. П. Бажова, а в январе — цех в «Каменке». Арт-резиденция предоставила большое помещение, где одновременно могут работать до 20 человек. Здесь же трудятся девушки из группы «Шьём для наших». Помощь рукодельниц нужна не только на фронте, но и в госпиталях. Например, Альбина Ивановна шьёт подушки-косточки, которые используют для фиксации шеи, рук и ног в гипсе, «сапожки» на аппарат Илизарова. Также изготавливает прикроватные органайзеры для бойцов, которые находятся на лечении. В госпиталях рядом с кроватями обычно нет тумб, поэтому в этих органайзерах удобно хранить личные вещи.
Своими усилиями волонтёры создали в пункте уютный уголок. Даже обустроили пространство, где мастерицы и мастера, отдыхая от дел, пьют чай. Ведь плести целый день непросто.
Как плелась сеть?
Материалы закупаются непосредственно у заводов-производителей. Основу составляет капроновая рыболовная сеть. Для плетения используется спанбонд — плотный нетканый материал различных расцветок, из которого можно создать пятна, имитирующие ландшафты.
— Есть этапы, которые достаточно просты. Например, нарезка. В этом могут помочь даже дети — взять в руки ножницы, — делится Надежда Козлова. — Есть процедуры гораздо сложнее. Например, нарезка отрезов основы и нарезание рулонов на ленты с помощью специального аппарата. Это трудоёмкие процессы, выполнять которые соглашаются немногие, в основном уже опытные волонтёры. Новички под чутким руководством быстро учатся вплетать ленты в уже готовую основу. Также у нас есть надомницы, занимающиеся оплёткой контура.
За день удаётся сплести две-три штуки. Это 60–90 сетей площадью 3 х 6 метра в месяц. Столько изготавливает только этот пункт в городе, а есть и другие. Объёмы весьма значительны, но всё равно недостаточны, так как заявок больше.
Для создания идеальной маскировочной сети требуется опыт, точность, сноровка.
— В первую очередь качество — это расцветка. Орнамент не может быть полосатым, крапчатым, треугольным, квадратным, кубическим. Такие сети не соответствуют ландшафту и выдают позиции, на которых расположены наши ребята, — рассказывает один из плетунов Андрей. — Также сеть не должна быть лохматой, чтобы не цеплять технику, на которой натянута.
Технологии, используемые за два года специальной военной операции, сейчас уже отработаны.
Труд во имя победы
Самое главное в волонтёрской работе — люди. Трудятся все бесплатно, и бывает непросто замотивировать человека заниматься этим регулярно и длительное время. Летом волонтёров становится меньше, и к осени приходится собирать команду заново.
Плетуньи поделились, что рады, когда у бойцов возникает возможность записать для них видеообращение или какой-то текст. Приятно слышать, что изделия качественные, с правильной расцветкой. Ребята рассказывают, что другие интересуются: «Откуда у вас такие отличные сети?» К сожалению, то, что можно купить в массовом производстве, значительно уступает по качеству и не всегда подходит для необходимых задач на фронте.