В Красноярске в последнее время благодаря энтузиастам ударными темпами развивается местная сцена. Gornovosti продолжает следить за успехами коллективов. Музыкальный обозреватель Дмитрий Попугин пригласил в редакцию организатора концертов Александра Котлярова. Именно он создал фестиваль «Эмпатия», который в какой-то степени стал музыкальной культурной фишкой Красноярска.
— Александр, с чего началась твоя организаторская деятельность? Как ты к этому пришел?
— Самый первый концерт я организовал в мае в 2022 году. Я работаю в баре, мы делали фестиваль домашнего пива. Я уже на тот момент знал пару местных групп, и они выступили у нас. Правда, первый блин был комом, так как бар находился в офисном помещении, люди начали жаловаться на шум. После этого опыта было решено сделать большое концертное мероприятие. Так и появилась «Эмпатия». Анонсировали ее в июне, а в августе мероприятие состоялось. Было мало времени на подготовку, до этого я никогда не организовывал таких событий. Тем не менее первая «Эмпатия» получалась отличной. Фестиваль стал ярким событием для местной локальной сцены и любителей музыки. Пока до сих пор не получилось его переплюнуть.
— С какими сложностями можно столкнуться при организации большего фестиваля?
— Самая главная сложность — это, конечно же, финансовый аспект. Фестиваль «Эмпатия» хорошо показал себя на городском уровне, и меня уже знают в администрации Красноярска. Достаточно лояльно относятся к концертным затеям. Я порой не по всем правилам могу заполнить документы, а в администрации всегда помогут и пойдут навстречу. Был такой случай, когда мне не отвечали некоторое время по поводу организации музыкального фестиваля в Красноярске, я уже заволновался. А оказывается, что за меня уже сделали все документы, утрясли все бумажные нюансы, просто забыли сообщить. Конечно, хотелось бы найти финансовых партнёров, но пока это получается не особо успешно. Главной фишкой прошедшей летней «Эмпатии» стал грузовик, на котором выступали коллективы. Это была достаточно дорогостоящая затея, гораздо дешевле провести музыкальный фестиваль в клубе.
— Как ты думаешь, какой период сейчас переживает красноярская локальная сцена?
— Тщательно местной музыкой я стал интересоваться с 2022 года, когда сам стал организовывать концертные мероприятия. Однозначно идет рассвет красноярской локальной сцены. Как раз в последние годы наблюдается настоящий бум развития местного творчества. Всё больше красноярских коллективов мелькает в крупных музыкальных пабликах страны – MOTHERLAND и «Родной звук». Эти сообщества в сети «ВКонтакте» отчасти влияют на музыкальные тенденции по всей стране. Также наши красноярские коллективы стали звать в другие города. Например, с местной группой «Пагода» я совсем скоро еду в Барнаул, Томск и Новосибирск. Они там представят свой новый мини-альбом. Стоит отметить и издание Gornovosti. Замечательно, что вы рассказываете про местную сцену и талантливых музыкантов.
У нас в городе обилие различных кавер-групп. Это мило для души и замечательно выглядит на праздничных корпоративах, но хотелось бы, чтобы местные коллективы с авторским материалом развивались и получили должное признание. Я своими фестивалями стараюсь популяризировать творчество красноярских инди-музыкантов. Что касается местных коллективов, то у группы «Пагода» очень хороший материал. Они сильно обращают внимание на качество звука. Также могу выделить коллектив «Дожди». У них недавно вышел отличный альбом «Стеклянный дом». Отмечу также группу «Плавмагазин», она отличается уникальным звуком и интересным видением творчества. Отчасти личное знакомство с этим коллективом надоумило меня заняться организацией концертов.
— Как ты думаешь, чего не хватает красноярским коллективам, чтобы заполучить вожделенную всенародную всероссийскую популярность?
— Я думаю, что Красноярск не сильно заточен под музыку. Во-первых, у нас до сих пор нет какой-то хорошей площадки для выступлений. Концерты проводятся где придётся. Чтобы открыть клуб, который акцентирован на концертах, нужно примерно десять миллионов. Конечно, никто не хочет вкладывать такие финансы. Во-вторых, у нас в городе не так много профессиональных студий, где может записаться местный коллектив.
— Александр, можно заработать на организаторской деятельности или это всё держится на энтузиазме и любви к музыке?
— Основой организаторской деятельности является энтузиазм. Конечно, на этом можно заработать, но пока всё строится на любви к музыке и развитии местной сцены. Если анализировать организованные нами мероприятия за всё время, то где-то мы смогли заработать, а где-то потеряли. Но приобретаем мы гораздо больше, а это организационный опыт и радость местных любителей музыки.
— Можешь назвать топ-3 мероприятия, которые ты организовал?
— Больше всего остался доволен последней летней «Эмпатией 3.0». Новогодние одноименные фестивали замечательно прошли. Также выделю концерт «Эмо-Бомба», который состоялся в начале июня. Этот фестиваль придумал Александр из группы «Пагода».
— Почему в твоем топе летняя «Эмпатия» заняла безоговорочное первое место?
— Дело в том, что мы постоянно учимся на своих ошибках и недочётах. Когда мы делали первые фестивали, то даже не задумывались о различных нюансах, которые учитываем сейчас. На этом мероприятии мы допустили минимальное количество организационных ошибок.
После «Эмпатии 3.0» мы вышли в небольшой денежный минус, то есть смогли сформировать какую-то работающую финансовую модель. Удалось продать много билетов, и несмотря на дождливую погоду в тот день, у нас всё получилось. В самом начале дня, когда вышло солнце, мы выгребли огромную лужу, которая образовалась на танцполе. Через некоторое время пошел дождь, и она опять образовалась. Но это не отпугнуло пришедших на фестиваль зрителей. Люди в луже босиком танцевали. На этом мероприятии реально витал какой-то дух эмпатии и музыкального единства.
— Кто помогает тебе с организацией концертов?
— У нас есть дизайнер – это Арсений из группы «Плавмагазин». Также в организаторской работе задействован Володя из этого же коллектива. Еще помогает Фёдор из коллектива «Дожди». У него нет определённой роли, он старается решить все поступающие вопросы. По финансовым делам он больше всех нам помогает. Также всегда на наших фестивалях задействованы волонтёры. Раньше координатором была Анастасия, а в этом году помогала Марина. Они отлично справляются с поставленными задачами. На некоторые рабочие нюансы я просто-напросто не обращаю внимания, так как уверен на все сто процентов в волонтёрах и координаторах.
— В последнее время в Красноярске появляются энтузиасты, которые организуют концерты и хотят развивать местную локальную музыку. Знаком с ними? Кого можешь выделить?
— Я знаю буквально всех, кто этим занимается. Отмечу творческий союз организаторов под названием «Кооператив». Они постоянно что-то проводят, придумывают новые форматы и находятся в интересном творческом круговороте. Также свою нишу в организации концертов занял «Красноярск-Северный», где этой деятельностью занимются Кирилл Правилов и София Демидова. Также отмечу Григория Марнопольского, который с соратниками сделал этим летом уже во второй раз фестиваль «Танцы на селе».
— Александр, буквально в этом месяце пройдут два концерта, которые ты организовываешь. Расскажи, пожалуйста, про эти мероприятия.
— 17 сентября выступит музыкант Александр Полянин из Екатеринбурга. В Красноярске он представит свой новый проект «Сказание», исполнит эмбиент композиции из альбома «Лети, лепесток». Алексей создает музыку на гитаре и фортепиано, метафорично отражая в звуке гармонию человека и природы. А 29 сентября выступит новосибирский рок-коллектив «Енисей». Они представят дебютник S/T. Их альбом тепло восприняли музыкальные критики и слушатели. Также в этот вечер представит новую работу группа «Пагода». На этом концерте можно будет увидеть выступления коллективов «Праймал» и «Дожди».
— Есть у тебя организаторская мечта? Кого из музыкантов ты хотел бы привезти в Красноярск?
— Фестиваль «Эмпатия» начался именно с воплощения моей мечты. Мне нравилась музыка коллектива «Привет». Тогда они только начали творческую деятельность и в их паблике в сети «ВКонтакте» было мало участников. Это уже потом про них писали федеральные крупные издания и разбирали по кадрам клип на песню «Нормально». Я стал переписываться с ними и пообещал, что привезу в Красноярск. Я устроил их концерт на первой летней «Эмпатии», и это стало воплощением моей мечты. Сейчас я хотел бы привести коллектив Motorama из Ростова-на-Дону. Оттуда сейчас к нам не летают самолёты, поэтому нужно добираться до Москвы, а уже потом лететь в Красноярск. И плюс у них довольно немаленький гонорар. Взвесив все риски, я к, сожалению, понимаю, что концерт этой группы выйдет в минус.