Ежегодно множество малышей начинают новый, «взрослый» этап в своей жизни — впервые переступают порог школы и садятся за парту. Мы попросили горожан вспомнить, как прошёл их самый первый День знаний.
Психолог Нина Вайс начала учёбу в школе № 94. Девушка рассказывает, что с нетерпением ждала нового этапа в жизни.
— В первый класс я пошла в 1986 году, очень хотела попасть на уроки и стать школьницей, — вспоминает Нина. — Забавные случаи были ещё до линейки — выпускников детского сада собрали, чтобы сделать фотосессию как для первоклассников: форма, бантики, цветы. Мы с мамой так торопились и переживали, что забыли дома туфли! В итоге на снимках я стою в чешках, но очень серьёзная. В первую встречу со школой я сильно волновалась, но всё оказалось очень весело и спокойно — я попала в класс к Валентине Фёдоровне Трушкиной, под крылом которой и началась моя «взрослая» жизнь.
Ведущая свадеб Юлия Бродникова пошла в школу № 143 в 1993 году. Малышка должна была подавать первый звонок у одиннадцатиклассника на плечах, но всё пошло не по плану.
— Мы пришли с мамой на линейку, нарядные и красивые, в ожидании важного момента. Однако случилось непредвиденное! — рассказывает Юлия. — Парень подошёл, начал меня искать. И вдруг одна мамочка, которая, видимо, очень хотела, чтобы именно её дочь давала первый звонок, взяла и вытолкнула её прямо к этому выпускнику! Так как они стояли близко, то он подумал, что я — это она, и поднял на руки. Но что-то пошло не так — я была очень маленькой и лёгкой, а девочка достаточно в теле. Старшеклассник еле-еле усадил себе на плечо бедняжку и кое-как прошёл. Мама тогда сильно расстроилась, а мне было вообще всё равно, даже не помню переживаний.
Медсестра Мария Васильева стала первоклассницей в далёкие шестидесятые. Женщина отмечает, что первая встреча со школой № 64 не обошлась без приключений.
— Когда после линейки нас завели в здание, у меня чуть не слетела с ноги туфелька, — делится красноярка. — Я отошла, застегнула обувь, встала в строй… И пришла не в свой класс. Стою, реву — все места за партами заняты. Что делать, не знаю. Учительница меня хватает за руку, ведёт по классам начальной школы, спрашивает: «Ваша Маша?» Кое-как отыскали меня по списку. Хорошо, что фотографий не сохранилось — сидела надутая, зарёванная, брови хмурятся. Хотя родители посмеялись, а в классе меня долгое время называли Золушкой.
Сантехник Николай Петров вспоминает, что на первую линейку его отвёл дедушка.
— Мама с отцом на работе, меня поручили самому старшему и опытному, по мнению родителей, родственнику. В итоге мы проспали! — смеётся красноярец. — Дед скомандовал: «Одеваемся по-армейски!» — то есть максимально быстро. Побежали в школу. Мало того что букет остался дома, так я ещё и не ту рубашку схватил. Да и вместо новых туфель влетел в любимые разбитые кроссовки. Хорошо, что фотографий не осталось, уж очень у меня был боевой вид. Отличился не только я, друг мой Мишка пришёл с огромным раздутым портфелем. Когда мы сели за свои парты, он громко спросил у учителя: «А хотите, чучело Земли покажу?» И достаёт из ранца глобус!
У выпускницы школы № 91 Ирины Ульяновой забавных историй не случилось. Девушка поделилась, что все спокойно отстояли торжественную часть, затем пошли в класс.
— Самое весёлое началось, когда в этот же день у нас провели два урока, — уточнила помощник директора. — Одна из одноклассниц после первого же занятия засобиралась домой: «Я попробовала, мне не понравилось!». Еле остановили. Родители не предупредили, что это приключение аж на десять лет. Другая девчонка восприняла задание «написать от руки» буквально: положила ладошки на парту и стала обводить их карандашом.
Красноярска Ирина Емельянова не смогла вспомнить курьёзных ситуаций, связанных с собственным началом учёбы. Зато отличился её сын Марк, впервые посетив школу № 17.
— Первого сентября после линейки учительница увела малышей в кабинет на небольшую беседу. В школу родителям нельзя, — отмечает девушка. — Через полчаса весь класс вышел. Моего нет. Я спросила: «Где Марк?» Учитель в шоке — уже никого не оставалось. Собралась бежать искать, но тут увидели детей из другого класса, и среди них вышагивал сын, держа за руку какую-то девочку. Рассказал, что в толпе растерялся, его поставили в пару и повели… На следующий день педагог после уроков опять провожал детей. Моего снова нет. В кабинете был, ушли все одновременно. Оказался снова с параллельным классом. После расспросов выяснилось, что там учительница очень уж красивая!
Оператор Ольга Матвеева рассказала, что накануне праздника места себе не находила от волнения. В итоге, чтобы не проспать и точно пойти подготовленной, решила проблему радикально.
— Когда родители уже спали, я встала и оделась полностью в форму, — смеётся красноярка. — Так всю ночь и проспала, а наутро получила нагоняй от мамы: моё идеально отутюженное платье было напрочь измято. Пришлось меня из него вытряхивать и переглаживать наряд. Но на линейку мы всё-таки не опоздали!
Лилия Астафьева вспоминает, что её первое сентября было не совсем обычным для современных детей. В школу она пошла не в Красноярске, а в посёлке Балахта.
— После торжественной линейки нас повели на школьный двор. Там уже ждали будущие выпускники с лопатами — мы сажали деревья! — рассказывает пенсионерка. — От нас, малышей, толку было немного, но мы помогали как умели: держали саженец, присыпали и утаптывали землю, поливали водичкой из леечек. Хотя сейчас понимаю, что больше суетились под ногами. Измазались в земле по самые уши! Хорошо, что в этот день у нас уроков не было, зато учительница устроила нам чаепитие — чтобы мы успели привыкнуть к классу, перезнакомиться друг с другом, да и в принципе порадоваться новому большому этапу в жизни. Во время учёбы мы постоянно следили, прижились ли наши деревца, не болеют ли. Наверное, именно поэтому у нас получился очень дружный класс. Несмотря на то что окончила школу уже более пятидесяти лет назад, мы с ребятами до сих пор созваниваемся, периодически устраиваем встречи выпускников — даже приходим в школьный двор, чтобы проверить нашу аллею.
От автора
— Я пошла в школу № 94 в красивый 2000 год. И, как внучку учительницы и своеобразную «дочь полка», меня назначили подавать первый звонок. Наверное, ещё сыграл очень маленький рост и вес — все школьные годы я была вечным «расчёт окончен».
Родители к такому ответственному для ребёнка делу подошли основательно: отмыли школьный колокольчик, мама даже перешила бантик из моих лент, сделала его очень пышным и красивым. Баба Маша сшила тёмно-зелёное платье в клетку и ажурный фартучек.
В день Х я кое-как проснулась — волновалась, казалась себе очень взрослой. Мама накрутила мне волосы на плойку, привязала огромные белые банты, нарядила. Букет был больше меня — малиновые пушистые астры. В то время в принципе не дарили цветы из магазина, в основном дачные. Я вручила Надежде Иннокентьевне свой тяжёлый «веник», а когда настало время звенеть, то немного оробела — удалец был почти под два метра. Вознеслась над землёй, зажмурилась и давай мотать колокольчиком изо всех сил, а в голове мысль: только бы не уронить! Слышу: «Не бойся, я тебя крепко держу!» От этого я успокоилась, открыла глаза и уже улыбалась во все стороны. Вроде даже смеялась в голос.
В классе нас рассадили по местам, родители толпились у дальней стены. Весь урок-знакомство мы читали стихи, отгадывали загадки. Кстати, за первой партой второго ряда я просидела все школьные годы.
Фото на обложке: Министерство образования Красноярского края