Спортивные болельщики привыкли смотреть на стадионах за взрослыми, готовыми атлетами. А ведь когда-то они были неуклюжими малышами. Помогают им стать профессионалами детские тренеры, такие, как Ольга Назарова, работающая в спортивной школе олимпийского резерва по волейболу «Енисей» имени Э.А. Носкова. Она пришла в редакцию Gornovosti и рассказала о тренерской работе.
— Ваши юноши в возрасте до 15 лет завоевали серебро на Первенстве России по пляжному волейболу. Какие впечатления?
— Сами не понимаем, как это произошло. Наш первый опыт на таких соревнованиях. Конкуренция очень высокая. Турнир проходил в Анапе, а Краснодарский край – законодатель побед в пляжном волейболе. Здесь создана Академия пляжного волейбола. Туда отбирают одарённых ребят со всей страны. Также в Первенстве участвовали команды из Санкт-Петербурга, Москвы. А наши парни оказались ничуть не хуже, они способны творить невозможное. Их даже прозвали самородками из Сибири. Но это не единственное успешное выступление. В мае в городе Вологда на финале Всероссийских соревнований по волейболу среди юношей до 15 лет сборная команда Красноярского края стала бронзовым призёром. И практически все ребята из нашей школы.
— Ваш воспитанник Антон Куркин играет в молодёжной сборной России. Чем он выделился на фоне остальных?
— Антон – высокий, обладает волейбольной фактурой, двигательно одарён. Начинал как центральный блокирующий, а сейчас перешёл в диагональ. Первое время был «гадким утёнком» — нескладный, еле справляющийся со своими длинными руками и ногами. Зато как раскрылся! Всё благодаря его огромному стремлению и желанию совершенствоваться.
— Почему выбрали волейбол?
— Начинала с плавания. Добилась в нём хороших результатов, попадала в молодёжную сборную России. Потом поступила в Педагогический институт на факультет физического воспитания. Каждый год там добавлялись новые виды спорта. Подвернулся курс волейбола, преподаватель спросил, занималась ли я им. Такой вопрос неудивителен, из плавания всегда выходят координированные спортсмены, благодаря чему, бывших пловцов можно переквалифицировать в волейболистов за 3-4 месяца.
Сходила на тренировку, понравилось распределение ответственности на команду, а не на самого себя. Так и прижилась, играла за факультет.
— Как началась ваша тренерская деятельность?
— Работала в обычной общеобразовательной школе. Нужно было готовить детей к различным соревнованиям. Выбрала волейбол, у нас он хромал. Втянулась и результаты пришли. Самые значительные достижения: Владислав Тришин играет в белорусской Суперлиге, Максим Перминов уезжает выступать в Барнаул за «Университет», Владислав Егоров – лучший связующий юниорской сборной России. Список ещё пополнится, надеюсь. (Улыбается.)
— Умеете определять, какой будет рост ребёнка, когда он вырастет?
— Такой навык есть у каждого волейбольного тренера. Смотрим на родителей и на длину ног и рук ребёнка. Тренер молодёжной команды «Газпром-Югра» Андрей Алексеевич Чирков лет 6 назад мне объяснил, что нужно взглянуть на длину голени. В 14 лет у будущего высокого волейболиста от пятки до колена должно быть не меньше 90 см.
— А как понять, что мальчик рано вырос?
— Акселераты тоже легко выявляются: сформированная двигательная база, развитые мышцы. Такие дети останавливаются в росте в 14-15 лет. Они смолоду координированные, ладненькие, руки и ноги не заплетаются.
— Есть ведь и другие параметры хорошего волейболиста помимо физических данных?
— Некоторые дети за счёт стремления и одаренности могут добиться успехов и без высокого роста, пусть и не в Суперлиге. Порой бывает, родители хотят, а ребёнок нет. И рост есть, и талант, и голова соображает. Но без желания толку не будет.
— Как определяете позиции игрокам?
— Чем дольше ребёнок сохраняет универсальность – тем лучше. Неправильно приучать его только к одной позиции, лучше подождать, пока подрастёт.
— Что делать детям, не попадающим в основной состав?
— Задача нашей школы – не только подготовить резерв «Енисея», но и сохранить интерес ребят к волейболу. Для этого проводятся соревнования разного уровня, где каждый пробует свои силы. Шанс раскрыться предоставляется каждому.
— Вы строгий тренер?
— Очень. Но справедливый! С самого первого занятия ставлю дисциплину через игровые моменты. Если прозвучал свисток – мяч нужно отложить, это все сразу уясняют. К подростковому возрасту ребята уже действуют, как слаженный механизм, но, бывает, взбрыкивают. Тогда и с родителями приходится работать, без них я бы ничего не сделала. Без наказаний не обходится, как правило — это дополнительные физические нагрузки.
— Как вам волейбольный «Енисей» в прошлом розыгрыше Суперлиги?
— Любим смотреть матчи. Импонирует Бочаров, наш воспитанник. И, конечно, все пацаны в огромном восторге от Мурашко. Начали с ребятами осваивать силовую подачу, у многих не получалось, и они расстраивались. Потом посмотрели бенефис Мурашко и стали работать на тренировках с двойным, а то и тройным усердием! Взрослый волейбол вдохновляет, дети подсматривают за профессионалами хитрости. Одно плохо: не понимают порой, что некоторые приёмы использовать ещё рано. К примеру, игроки «Енисея» встают втроём на заднюю линию и перекрывают всю площадку. Малыши пытаются повторить и не могут, роста-то не хватает. (Смеётся.)
— Какая позиция в волейболе самая сложная?
— Для меня – связующий. Много бегает, за матч может преодолеть расстояние примерно от Красноярска до Зеленогорска. Должен много думать, уметь отдавать качественные передачи на удар, учитывая параметры партнёров по команде. Чтобы найти ребёнка для этой роли, нужно обладать внутренней чуйкой. На начальном этапе все осваивают одни и те же приёмы. Поставишь одного, а он не тянет. А бывает, увидишь, как мальчик выполняет приём, а мяч аж светится. Потом приглядишься к парнишке: и ум есть, и способен любой пас отдать, и игроков своих видит. Вот он – связующий.
— Переход из юношеского волейбола во взрослый всегда тяжёлый?
— Для детей это момент определиться, для себя ли ты занимаешься или хочешь достичь большего. Стимул работать больше, выполнять все требования тренера, следить за своим питанием, режимом дня. Если это выдержать – всё будет хорошо. Но есть неготовые психологически парни.
— Хотите тренировать готовых профессионалов?
— Нет! Совершенно не моё, нравится работать с малышами. Вести их от младшего до старшего возраста. Наблюдать, как они из маленьких, нескладных человечков превращаются в красивых, умелых, умных и одарённых спортсменов – чудо.
— Как вам Красноярск?
— Родилась здесь. Побывала практически во всей Сибири. Наш город даст фору любому. Благоустройство, архитектура, преображение, чистота…
— Как отдыхаете от волейбола?
— Занимаюсь рукоделием, хорошо шью, благоустраиваю свой частный дом, придумываю дизайнерские ландшафтные штучки. Времени не хватает, но всё равно выкручиваюсь.
— Ожидания от предстоящего сезона?
— Очень надеюсь, что будем выступать не хуже.