В нашу редакцию обратилась читательница Зинаида Михайловна. Она беспокоится, что управляющая компания может утаивать финансы и обманывать жителей, ведь деньги на ремонт уже давно должны быть накоплены, а работы постоянно откладываются. Помогаем разобраться, стоит ли волноваться в такой ситуации.
Есть несколько признаков того, что управляющая компания присваивает деньги собственников. О них рассказал директор общественной организации «Институт развития ЖКХ» Роман Казаков.
Непредоставление актов выполненных работ
Согласно постановлению правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управляющие компании обязаны ежемесячно составлять и подписывать эти акты у председателя совета дома или другого человека, уполномоченного собственниками. Кроме того, информация о выполненных работах должна быть внесена в ГИС ЖКХ в течение семи дней после подписания акта. Если УК визирует акты у случайных людей или вовсе не предоставляет документы на подпись — это повод проверить, действительно ли компания выполнила необходимые работы. Жильцы имеют полное право требовать акты. По закону УК обязана предоставить эту информацию в течение 20 рабочих дней.
Отказ менять подрядчиков
Управляющей компании бывает удобно сотрудничать с конкретными организациями. Однако такие отношения могут идти вразрез с интересами жильцов. Работа с одними и теми же подрядчиками иногда приводит к завышению цен на услуги и снижению качества, так как организации, уверенные в стабильности заказов от УК, оказываются вне конкуренции.
Завышенная стоимость работ
Чтобы проверить обоснованность цен на те или иные работы, нужно обзвонить несколько компаний и узнать их расценки. Обычно допустима разница до 10 процентов. Когда стоимость, заявленная УК, значительно превышает данные цифры, жильцы должны насторожиться. Они вправе требовать предоставления детальных обоснований цены: подробного расчёта затрат на материалы, оплату труда и другие расходы. Если такие аргументы не предоставляются или оказываются неубедительными, нужно настаивать на смене подрядчика или даже самой управляющей компании.
Отсутствие видимых результатов
Собственникам жилья нужно обращать внимание на отчёт, который УК должна представлять им ежегодно. В этом документе иногда можно найти услуги, которые на деле не были выполнены или выполнены лишь частично. Например, в бумагах указаны уборка снега в зимние месяцы и регулярная дератизация, а по факту территорию никто не чистил, а по двору и подъездам свободно разгуливают крысы.
Несоответствия в отчёте можно выявить, если сравнить его с ежемесячными актами. Важно, чтобы цифры и виды работ в них совпадали, а также были подтверждены фактическим выполнением.
Высокая задолженность перед ресурсниками
Долги УК за воду и электричество могут свидетельствовать о неправильном использовании денег, собираемых с жильцов. Даже в домах, где собственники заключили прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов, УК должна нести ответственность за оплату воды и электричества, израсходованных на содержание общего имущества (КР на СОИ): освещение подъездов, полив газонов и уборку мест общего пользования. Эти расходы являются частью жилищной услуги, деньги за них собирает УК и, вероятно, тратит их не по назначению. Задолженность компании перед ресурсоснабжающими организациями является тревожным сигналом.
Автор: Константин Тетериди