«Неравнодушные»: Ирина Борисовна Зайцева о том, как развивалась киноиндустрия в Сибири

2021-12-11 18:00:43

Когда-то Сибирь была устрашающим местом ссылки, вечной каторги, голода и холода. Потом же все поменялось. Во времена перестройки молодые режиссеры, только окончившие ВГИК, сами стремились ехать именно в Сибирь.

Потому что на красноярской киностудии разрешали рисковать и снимать свободное документальное кино. За этим риском поехала и Ирина Борисовна Зайцева – режиссер фильмов «Краснолуцкий», «Братья», «Шарыповское дело», «Жили-были старик со старухой» и многих других картин.


Ирина Борисовна Зайцева – 64 года. Член Союза кинематографистов России. Член правления Ассоциации документального кино СК РФ. Кинорежиссер. В 1983 г. окончила операторский факультет ВГИКа, с 2012 г. – директор и генеральный продюсер киностудии «АРС».


Ирина Борисовна родом из маленького села на Урале. Ее история с кино началась еще в детстве, когда старший брат купил фотоаппарат. Интерес родственника к фотоаппарату быстро прошел, поэтому «чудо-техники» досталось по наследству маленькой Ирине Зайцевой. 

Видеть то, что не видят другие, замечать каждую деталь, а потом еще и делать из этого снимки – все это стало неотъемлемой частью жизни Ирины Борисовны. Сейчас же женщина понимает, что она была прирожденным документалистом:

«Когда родители оставляли нас одних и нужно было заниматься хозяйством, то брат в какой-то момент уходил за водой – нужно было идти на другую улицу с коромыслом. Я начинала историю гибели Юрия Гагарина – всеми любимого нами в тот момент. Когда я доходила до того момента, где он должен был погибнуть, то в это время заходил брат. Так вся моя история обрывалась.

Он шел за следующей партией воды. Я опять шла – мне нужно было кульминационно прожить этот момент трагедии и все пережить в сознании – и брат вновь приходил», – поделилась кинорежиссер Ирина Зайцева.

В детстве Ирина Зайцева она хотела стать гидрологом, чтобы снимать пейзажи. Она даже пыталась поступать в университет на эту специальность, но не получилось. Тогда, как говорит Ирина Борисовна, сама судьба повела ее туда, куда нужно. Рядом появлялись неслучайные люди, которые видели в ней то, чего не замечала она сама.

Ирина Борисовна училась на оператора во ВГИКе. Она была единственной девушкой на факультете. Оканчивая университет, она тоже отличилась – была одной из первых, кто решился снять для дипломной работы гибрид документального и игрового кино. И стала автором сценария, оператором и режиссером одновременно.

После этого умение удивлять уже вошло в привычку Ирины Зайцевой. Через 3 года после окончания вуза она переехала в Красноярск, где начала работать на киностудии в качестве режиссера.

По правилам тех лет молодой специалист с дипломом режиссера или оператора должен был поработать на трех фильмах ассистентом, зарекомендовать себя соответствующим образом, а уже потом на что-то рассчитывать. Ребятам, которые уезжали в Красноярск завидовали, потому что там они получали самостоятельную работу сразу.

От своих соседей красноярская киностудия Александра Михайлова отличалась еще и свободой творчества:

«Александр Михайлов дал свободу Сереже Мирошниченко, который в это время жил в Екатеринбурге, в Свердловске. Ему не все работы ему удавалось снимать. А Красноярске он делал все, что хотел. Понимаете, можно было на корню всю идею убить – в зародыше, в замысле. А в Сибири тебе давали полную свободу».

Свободой пользовалась и Ирина Борисовна. На ее счету чуть более 20 документальных фильмов. Еще больше у Ирины Борисовны наград и кинопремий российских и международного уровня.

Ирина Зайцева говорит, что в своих фильмах она старалась показать правду, а остальное – не важно. Темы работы были разные: портреты выдающихся личностей, жизнь героев деревенской прозы уходящей эпохи и даже трагические события из истории.

Так было с фильмом «Шарыповское дело». Тогда в начале 1920 гг. в Шарыпове трое красных милиционеров убили своих односельчан. Для Ирины Борисовны было важным показать, что есть генетический код (груз ошибок отцов и дедов), который отражается на следующих поколениях.

Снимать фильмы о жестоких событии – гражданская позиция, признается Ирина Борисовна. Кинорежиссер даже личную жизнь проживала на работе:

«Один ребенок родился в командировке. Одна должна была родиться в тайге, во время съемок Юктэ-источник. Там мне уже нашли чум, где должны были роды принимать, потому что вертолет не прилетел, а мы в тайге».

В начале 2000 гг. красноярская киностудия закрылась. Тогда Ирина Борисовна создала свои творческие группы – киновидеостудию «Архипелаг» и киностудию «АРС». Ну а что же происходит с документальным кино в Красноярске сейчас? - вопрос всё еще открытый.

«Буквально недавно на российской креативной неделе было сделано объявление Ириной Геннадьевной Беловой, собственно, генеральным директором «Енисей Кино» о возрождении енисейского меридиана - журнала, который существовал до 2003 года и после был закрыт. То есть действительно существуют попытки возродить киноальманахи, которые были бы интересны широкому кругу населения, которые привлекали бы больше людей-энтузиастов в сферу кинопроизводства. Возникает желание собрать «под крыло» энтузиастов, которые оказываются разрозненны, но все-таки хотят производить кино, но не имеют для этого необходимой материально-технической базы», – рассказала киновед «Дом кино» Анна Козак.

Сегодня в Красноярске существует гранатовая программа, которая оказывает помощь сибирским режиссерам – «Документальное кино Красноярья». Есть также и проект siberiadoc. Он направлен на развитие авторского кино в Сибири. На гранты, в том числе Фонда Михаила Прохорова, проводятся семинары, школы и мастерские. За 12 лет в семинарах Siberia DOC прошли обучение более 100 режиссеров. Молодым специалистам помогают найти отечественных или даже зарубежных продюсеров для реализации своих идей.

Например, режиссеры Константин Селин и Артур Соколов уже сотрудничают с проектом siberiadoc. Эксперты верят, что скоро в Красноярске появится своя большая киностудия, где молодые режиссеры смогут вместе реализовывать смелые, сибирские идеи.