«Некоторые производители выбирают дефицит, а не повышение цен»: эксперт о ситуации в продуктовом ритейле

2021-10-20 10:01:02

Пандемия вызвала у компаний логистические проблемы, отмечает Виктор Бахов.

«Причины у каждого производителя разные, но первая – пандемия. Ее главное последствие – разрушения логистических цепочек – начинает проявляться в разных отраслях. Где-то не успели собрать урожай, люди болели, где-то были закрытые мероприятия, где-то не смогли произвести – завод был закрыт, где-то был плохой урожай. Логистические проблемы будут происходить в разных компаниях – и мелких, и крупных».

Кроме того, выросло потребление некоторых товаров, например «Доширака» или «Баунти»:

«Потребление не только не упало, оно и выросло. Это, вероятно, тенденция перехода к экономии, может какой-то студенческой части населения, или у кого не так много денег. Производители не могут произвести больше, но того, что есть – недостаточно, потому что люди стали больше потреблять. Выросло потребление “кондитерки” во время пандемии. Люди заедают проблему – это факт».

«Доширак» связал ограничение поставок с модернизацией компании, однако Бахов считает, что это лишь прикрытие неготовности к увеличению спроса. Также эксперт уверен, что после дефицита некоторых товаров, их производство не увеличится и избытка не будет.

«Производители сейчас считают свои затраты. Они не могут перепроизвести на всякий случай – стараются делать столько, сколько надо. Любые колебания спроса, поэтому и приводят к дефицитам. Конечно, прямо производители об этом говорить не будут. Могут сказать: да, какая-то модернизация. Но мне кажется, компания неожиданно модернизацию не запускает – это же надо купить оборудование, обучить людей, установить все – это же огромный период времени. Неужели они не думают, что может случиться что-то с готовой продукцией. То есть фактически, модернизация – это прикрытие неготовности компании обслужить спрос».

Аналитики отметили, что дефицит лапши быстрого приготовления мог возникнуть из-за того, что жители регионов стали ее больше покупать. Однако подорожали и продукты для здорового образа жизни. Например, куриное мясо за последние пару месяцев выросли на 3%, а с начала года – на 25%, добавил Бахов.

«У нас с точки зрения куриного мяса рынок в Красноярске весьма насыщен. У нас поставки идут из Красноярска, Алтайского края, Хакасии. Может, не все подорожало, а отдельные производители. Курица – дешевый белок, она всегда была одним из самого дешевого мяса. Если она дорожает – еще один маркер каких-то инфляционных процессов. Осмелюсь предположить, что производители долгое время были вынуждены работать по ситуации, когда была пандемия. А сейчас они посчитали и решили, что дальше так нельзя и нужно что-то менять. Где-то они увеличивают стоимость, где-то создают дефицит, чтобы хоть как-то урегулировать свои процессы. Поэтому в дальнейшем они тоже возможны».

Бахов также отметил, что торговые сети не всегда поддерживают рост цен:

«Сети наоборот выступают сдерживающим фактором. Они не могут принять повышение цен, даже если поставщик этого захочет. Например, “Баунти” приходит и говорит: “+10”, сети говорят – нет. Тогда он отказывается поставлять. И все, продукта нет».

Важным фактором роста цен остается инфляция, говорит Бахов:

«По многим категориям товаров наблюдаются инфляционные процессы. Но вряд ли подорожание будет массовым в ближайшее время. 4 квартал – не время повышения, это время самого высокого спроса. Некоторые лучше выбирают дефицит, чем поднять цену».

Виктор Бахов полагает, что покупателям лучше выбрать альтернативу, подобрать акции, поменять производителя, чем отказаться от продукта. Однако производителю будет сложно угодить потребителям, если он будет сильно повышать цены.

«Покупатель же всегда прав. Если он не готов, то что бы ни придумывали производители, покупатели будут отказываться от продукта, сокращать потребление, выбирать альтернативу. Как сейчас маленькими шагами развиваются доставки, дискаунтеры. Покупатель меняет правила. Если продукты будут дорожать выше адекватности, их перестанут покупать, будут выходить конкурирующие компании. Но отказ от продукта – это крайность. Покупатели сначала ищут акции, более дешевый магазин, ищут альтернативу. Только если ничего не срабатывает – исключают товар из потребления».

Также Бахов обратил внимание на госрегулирование. Если цены вырастут, как говорит Виктор, выше адекватности, то включится госрегулирование и зафиксирует розничные цены для потребителя. Так было в начале 2021 г.

Популярными среди покупателей во время пандемии стали дискаунтеры и службы доставок. Модель дискаунтера –экономить на удобствах. Эксперт рассказал, что сейчас развиваются и заведения общепита в формате дискаунтеров, и аптеки, а не только магазины. Поэтому в бдущем возможен рост количества дискаунтеров.