pixabay.com
Правительство РФ предложило Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) повысить ставки таможенных пошлин на ввоз ряда категорий бытовой электроники в ЕАЭС – на бытовые посудомоечные машины, кондиционеры, вентиляторы и сплит-системы. Об этом сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на копию проекта решения ЕЭК.
Сейчас на эти категории товаров ставка импортной пошлины составляет 0%, её хотят повысить до 3–10%. Среди указанных аргументов – наличие в России "собственных производственных возможностей" по выпуску этой техники.
При этом продавцы электроники утверждают, что сейчас таких производителей на рынке нет. В ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК (объединяет "М.Видео-Эльдорадо", Huawei, LG, Samsung и других) считают, что введение пошлины "необоснованно, приведет к росту цен и сокращению ассортимента". Там указывают, что в России нет производств кондиционеров, сплит-систем и бытовых посудомоечных машин, причём "ни один из известных изготовителей не планирует его создавать".
В Минпромторге на запрос издания не ответили. Представитель РАТЭК Антон Гуськов пояснил, что если в России и есть производители климатического оборудования, то они выпускают только промышленные системы: "Перепрофилировать их на потребительскую технику невозможно, это требует иного подхода и фактически равносильно запуску нового завода. То же самое относится и к посудомоечным машинам". Он отметил, что пошлины обычно вводят, чтобы защитить локальное производство, "в этом же случае защищать некого".
Источник "Коммерсанта" на рынке бытовой техники пояснил, что китайские производители посудомоечных машин были заинтересованы в локализации производства в России, однако постройку новых или переоборудование имеющихся заводов делало невыгодным отсутствие пошлины для зарубежных производителей. Собеседник издания предположил, что повышение ставки пошлины – одно из условий сделки по такой локализации. Однако он отметил, что выпускать в России кондиционеры с расчётом на внутренний рынок невыгодно – они продаются только в жаркое время года, поэтому производственные мощности будут загружены максимум на 6 месяцев.