В ночь с 24 на 25 ноября в России началась «чёрная пятница». Длительность акции зависит от конкретного продавца, но обычно скидка на товары предоставляется в течение трёх-четырёх дней. Редакция портала Свойкировский узнала у психолога о позитивном и негативном влиянии периода распродаж на психику, а также о том, как удержать себя от импульсивных покупок.
Психолог-консультант, игопрактик, член общероссийской психотерапевтической лиги Виктория Кононова уверена, что период распродаж на покупателя оказывает сразу несколько видов психологического воздействия. Эффект дефицита и выгодного предложения на ограниченный период времени – только некоторые из них. Всё это вызывает у человека реакцию на тригеры, например, желание приобрести товар, чувство вознаграждения, чувство удовлетворения от покупки и прилив радости от совершённой «сделки».
– Определенная дата, например, та же «чёрная пятница», уже подразумевает наличие выгоды для человека и ограниченность предложения. Тем самым выгодную сделку упускать совершенно не хочется. Это все действительно определённое психологическое давление, но обходить магазины в этот период и бояться в них заходить тоже не выход.
Чтобы справиться с психологическим воздействием, возникающим в период распродаж, психолог советует научиться трезво оценивать необходимость покупки. Не лишним будет спросить себя: «Cмогу ли я прожить без этой вещи и действительно ли она мне сейчас нужна или я просто боюсь, что потом не смогу её приобрести по выгодной цене».
– Если я это осознаю, то понимаю, что покупка мне сейчас в этот период действительно необходима, не компульсивна. Она сделана не из состояния тревоги, а из состояния действительно здравого смысла, то почему бы и нет. Это будет плюсом. Если покупка совершается для того, чтобы себя порадовать, получить удовольствие, добрать положительных эмоций, которых не хватает, они действительно могут быть в этот период компульсивны. Если человек поддается психологическому давлению и идёт на компульсивные действия, то это будет минусом.
Поэтому в любой ситуации, в том числе и в период распродаж, очень важно разделять здравый смысл и понимание психологического давления. Выйти из ситуации можно, научившись на него не реагировать и оценивать свои желания здраво.
Напомним, что почти половина россиян часто или периодически совершает незапланированные покупки. В большинстве случаев речь идёт о мелких тратах – шоколадке, продающейся на кассе магазина, или стаканчике кофе по дороге на работу, но бывают и более серьёзные траты.
Фото: Shutterstock