О судебной реформе, медиации и многом другом

О судебной реформе, медиации и многом другом

В преддверии Дня Конституции в интервью с председателем Карасайского районного суда Мади Жаубасарұлы Кошикбаевым мы постарались осветить вопросы, касающиеся происходящей в стране судебной реформы, введения института медиации, проводящейся у нас гуманизации. Думаем, интересно будет узнать обо всем этом и нашим читателям.

– Мади Жаубасарұлы, не могли бы Вы пояснить определенные Конституцией Республики Казахстан обязанности, права и полномочия судей? Кем они назначаются?
– Правовой основой формирования судебного корпуса и правового статуса судей являются нормы Конституции Республики Казахстан и, соответственно, Конституционного закона РК от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Согласно действующему законодательству, судьей является лицо, назначенное или избранное в установленном законом порядке на должность судьи, работающее в соответствующем суде и исполняющее свои полномочия на профессиональной основе. Судьями являются председатели и постоянные судьи Верховного суда РК, областных и приравненных к ним судов, районных и приравненных к ним судов; председатели коллегий Верховного суда, областных судов.
Судья – это носитель судебной власти. Поэтому законодательством установлены особые, не присущие другим видам профессии, требования как к лицам, претендующим на должность судьи, так и к самим судьям. Так, при выполнении своих обязанностей, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы опорочить авторитет правосудия, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности. Широкий комплекс властных полномочий, предоставленных ему государством, сопряжен не только с его правовой, но и с большой моральной ответственностью. Нормы, регулирующие деятельность судьи, можно охарактеризовать не только как правовые положения, но и как частное, конкретное выражение общих нравственных установлений, которые представляют собой этическую основу его деятельности. Любое неисполнение или ненадлежащее исполнение судьей своих обязанностей в конечном итоге приводит к нарушениям нравственных требований. При рассмотрении судебных дел и материалов зачастую возникают ситуации, правильное разрешение которых зависит не только от уровня знаний, но и от уровня правовой культуры, правосознания и добросовестности судьи. Это, в свою очередь, порождает его повышенную, двойную ответственность за каждое решение, действие и диктует необходимость нравственного обоснования принимаемых решений. Следовательно, они должны исходить не только из соображений дозволенности законом, но и соответствия морально-этическим предписаниям. Поэтому с учетом специфики правового статуса судьи, его активной роли в выполнении задач правосудия закон возлагает на него дополнительные обязанности, не присущие представителям других профессий.
– В последние годы в нашей стране проводится довольно масштабная судебная реформа. С чем это связано? Какие в этой связи введены новшества?
– Началом нового этапа развития судебной системы Казахстана стал 2016-ый год. Прежде всего, была обеспечена практическая реализация Плана нации. Проведен VII-й съезд судей республики, где определены приоритеты развития судебной системы на перспективу. Кардинальные изменения в правовом поле страны произошли в рамках реализации поручения Президента о перераспределении полномочий между ветвями государственной власти. Так, в соответствии с 17-ым шагом Плана нации в статью 79 Конституции РК, а также в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» были внесены дополнения, согласно которым изменены требования по стажу и возрасту кандидатов на судейские должности.
Вместе с тем в связи с переходом к трехзвенной судебной системе и приданием Верховному Суду статуса и функций кассационной инстанции были внесены соответствующие изменения в статью 81 Конституции. Также сделаны корректировки статьи 83 Основного закона касательно полномочий прокуратуры, в том числе и по отношению к судам. Все эти меры направлены на обеспечение свободного доступа к правосудию, на повышение прозрачности судебной системы и укрепление независимости судов.
Нельзя не отметить и то, что широкое внедрение передовых IT-технологий, интеграция информационных систем серьезно повышает мобильность, прозрачность правосудия и в тоже время сужает коррупциогенность судопроизводства. В этой связи в целях создания максимально благоприятных условий для эффективной работы судебной системы Казахстана используются инновационные технологии и передовой менеджмент. Так, с июня 2014 года функционирует такой электронный сервис, как «Судебный кабинет». Это единое окно доступа, где имеется возможность подачи в онлайн-режиме при помощи электронной цифровой подписи искового заявления, апелляционной жалобы, кассационного ходатайства и электронного обращения. При этом также в онлайн-режиме в сервисе «Судебный кабинет» пользователь одновременно может оплатить государственную пошлину, либо приложить банковскую квитанцию или чек с терминала оплаты.
Внедрение и применение в судебной системе современных технологий упрощает судопроизводство, снимает бюрократические барьеры, минимизирует контакт сотрудников судебной системы с гражданами, что способствует снижению подверженности коррупции, экономит время и средства граждан, позволит достичь максимальной прозрачности и доступности судебной системы для населения страны.
– Чем, на Ваш взгляд, была вызвана необходимость внедрения медиации? Какова роль медиаторов в решении тех или иных споров?
– В условиях проведения реформы процессуального законодательства институту медиации отводится ведущая роль как одному из способов быстрого и взаимовыгодного разрешения споров. На основе взаимных уступок стороны спора могут прийти к наиболее приемлемому решению, которое будет отвечать общим интересам, что одновременно будет способствовать как оздоровлению гражданского общества «без конфликтов», так и существенно разгрузит суды.
Преимущества таких способов разрешения споров довольно наглядны. Прежде всего, возникший конфликт не становится достоянием общественности; его разрешение не требует больших расходов и времени; учитываются интересы обеих сторон; достигнутые соглашения исполняются чаще, чем судебные решения; сохраняются нормальные человеческие и партнерские отношения, репутация и уважение в деловой среде.
Одним из самых актуальных нововведений нового Гражданского-процессуального кодекса является расширение применения примирительных процедур и альтернативных способов разрешения судебных споров. Так, в новом ГПК РК примирению сторон отведена отдельная глава, в которой указаны формы и порядок примирительных процедур. Стороны могут окончить спор путем заключения мирового, медиативного соглашения, а также соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры. Немаловажно и то, что к заключению медиативного соглашения стороны приходят при содействии профессионального медиатора либо судьи. Они также могут ходатайствовать о проведении медиации судьей, в производстве которого находится данное гражданское дело.
Карасайским районным судом на постоянной основе среди населения региона проводятся мероприятия разъяснительного характера по применению альтернативных способов разрешения споров. В здании суда имеются информационные стенды с разъяснением порядка применения примирительных процедур в суде, возможности внесудебного урегулирования споров, возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с указанием контактов профессиональных медиаторов.
Данные мероприятия направлены на развитие института медиации как механизма предупреждения, разрешения социальных и правовых конфликтов, досудебного урегулирования споров, а также на популяризацию института медиации среди населения как перспективного и альтернативного способа разрешения конфликтов и споров без участия судов и правоохранительных органов.
– Что можно сказать о проходящей в Казахстане гуманизации? Чем она вызвана? Какие в этой связи введены изменения?
– Как известно, стратегическая цель Казахстана – войти в число 30-ти наиболее развитых стран. Наряду с другими факторами она требует решения комплекса задач по совершенствованию уголовной политики и модернизации системы обеспечения общественной безопасности; по созданию оптимальной модели судопроизводства; по усилению защиты прав и свобод человека. Способствует этому также Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства», подписанный Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым 12 июля 2018 года. Его особенностью является расширение сферы применения альтернативных мер наказания. Так, общественные работы как альтернатива вводятся по 258 составам, а ограничение свободы – по 11 тяжким преступлениям против собственности, экономики и должностных преступлений. В два раза увеличивается порог значительного, крупного и особо крупного ущерба. Снижаются штрафы и увеличиваются сроки их уплаты с шести месяцев до трех лет. Сокращаются сроки и основания для ареста, а также верхний порог лишения свободы по 36 составам. Убежден, что все эти довольно ощутимые изменения принесут добрые плоды нашему обществу.
– Спасибо за содержательный разговор.
Интервью вела Танзиля МУХТАРОВА.

 

Последние новости

Тарихқа көз салсақ…
Бұл жүйе қалай жұмыс істейді?
Ғалым, ұйымдастырушы
Парламент депутатымен кездесті
Спорт және сауықтыру орталығы ашылды
Салтанатпен аталып өтті
Победы Арнура и Хусейна в Таиланде
Егер кәмелеттік жасқа толмаса…