Итак, как говорил известный литературный герой, «лед тронулся, господа присяжные заседатели!» Только в этой электоральной кампании, проходящей ныне в стране, «присяжными заседателями» выступаем мы, граждане Казахстана. А должны мы выбрать людей, которые станут депутатами Мажилиса парламента и всех маслихатов.
Как известно, после внесенных в течение прошлого года изменений в Конституцию Казахстана 70% депутатов Мажилиса будут избираться по партийным спискам, а 30% – по одномандатным округам. Правда, в мажоритарных (одномандатных) выборах могут участвовать и представители различных партий, так что партийная представленность может оказаться более насыщенной, чем пропорция 70 на 30 процентов.
То же касается выборов в маслихаты областей и городов республиканского значения, где изначально предполагается пропорция партийных и мажоритарных избранников в соотношении 50 на 50 процентов. В маслихаты районов и городов областного значения кандидаты будут избираться сугубо на мажоритарной основе по одномандатным округам, но и здесь их партийная принадлежность может оказаться немаловажным фактором.
В общем, политическая роль партий продолжает играть огромную роль, а потому любопытно посмотреть – кого и как зарегистрированные в стране организации представили в ЦИК как своих кандидатов.
Народная партия Казахстана (бывшая Коммунистическая) подала в Центризбирком список из 52 человек. При этом у НПК выявилась «напряженка» с молодежью – в возрасте до 35 лет таких только трое (или 6%), а значит молодежная квота (нужно 30%) никак не получается. Ладно, хоть гендерная квота (тоже 30%) соблюдается – 16 женщин.
Вероятно, партия явно испытывает последствия устаревания популярности коммунистических идей: почти треть списка НПК – кандидаты в возрасте 60+! А может бывшие коммунисты берут пример со своих прежних оппонентов из США, где в последние десятилетия в президенты избираются аксакалы 80+?!
Кстати, и социальная база НПК, видимо, сильно изменилась, поскольку большую часть ее кандидатов представляют не пролетарии и колхозники, а функционеры и чиновники…
Хорошо хоть список кандидатов НПК по мажоритарной системе (15 человек) большей частью из жизни, а не из чиновников.
«Ак жол» представил в ЦИК список кандидатов в депутаты Мажилиса из 54 человек, плюс 24 человека – по одномандатным округам. Но по ним информация неполная, можно лишь сказать, что гендерная квота относительно выдерживается. Но и здесь значительная часть состоит из бывших депутатов и функционеров центрального аппарата или филиалов.
Партийный список кандидатов «Аула» в Мажилис состоит из 25 человек, по одномандатным округам – 9 человек. Не смотря на относительно скромное «социальное происхождение», партия шиканула своими «звездами»! В ее списке сразу два экс-кандидата последних президентских выборов – Жигули Дайрабаев и Каракат Абден. Еще один экс-кандидат в президенты РК выборов 2019 года – Толеутай Рахимбеков – решил выдвинуться по одномандатному округу.
Информация по прочим «аулчанам» также неполная, можно сказать лишь, что гендерная квота примерно выдерживается. Что касается социальной базы партии, то судя по кандидатам, ее основу составляют не фермеры и колхозники, а функционеры-чиновники, госслужащие и педагоги. Даже из мажоритарных кандидатов меньше половины как-то связаны по роду своей деятельности с селом…
Проще всего было собрать свой список кандидатов ОСДП! Объединенные социал-демократы не стали мудрствовать лукаво и вписали в него (19 человек в Мажилис и 6 – по мажоритарной системе) руководителей партии из центрального аппарата и филиалов, а также молодежного крыла.
Им повезло, что при этом относительно выдерживается гендерная квота (26%). Правда, в части лидеров партию настигает «коммунистическо-герантологическая» проблема – вождям ОСДП тоже 60 с солидным плюсом.
Два партийных новичка – «Республика» (25 человек в Мажилис и 4 по мажоритарной системе) и «Байтак» (18 + 4) – можно считать, пожалуй, самыми «казахскими», в смысле представившими кандидатов практически только из казахов, и – мужчин. Подробной информации о них совсем немного, можно лишь предположить, что большей частью они из Алматы и Астаны.
Ну и на десерт – самый сильный игрок нашего партийного поля – «Аманат». После вчерашнего фееричного шоу под названием XXV съезд, сегодня в ЦИК был представлен пакет документов о выдвижении 90 человек кандидатами в депутаты Мажилиса и 3821 кандидата в депутаты маслихатов. Гендерные, молодежные и прочие квоты партия-гегемон, как заявили ее руководители, старательно выдержала.
К моему большому сожалению, правящая партия не успела в этот раз провести праймериз – внутрипартийные выборы – как летом-осенью 2020 года. Но, учитывая небольшой срок, прошедший с того момента, а также то, что они проходили уже в новую эпоху президента Касым-Жомарта Токаева, думается, кадрового голода «Аманат» не испытывал.
Вот такой вот общий расклад на сегодняшний исторический день, когда официально заканчивается этап выдвижения кандидатов. До 18 февраля включительно теперь мы ожидаем регистрацию кандидатов Центризбиркомом, после чего начнется самое вкусное в электоральной кампании – предвыборная агитация!
И вот здесь вот потребуется максимум харизмы от каждого кандидата. Ведь, как говорится – на партию надейся, но сам не плошай!
Лед тронулся, дорогие сограждане-избиратели!
Нурлан Махмудов, журналист
Всегда свежие новости на нашем Telegram канале ПОДПИШИСЬ
Поделиться информацией для публикации в новостях на WhatsApp